ПЕРВОИСТОЧНИКИ: ЖИЗНЬ
МУХАММЕДА
08.07.08
Боги арабских племён и Бог Единый
Идолопоклонство и многобожие кочевников
При
племенной жизни главное «божество» — само племя; поэтому боги и религиозные
представления занимали сравнительно небольшое место в жизни. Арабы считали,
что богов существует много. Чаще всего боги «жили» на определенной территории,
во всяком случае, их могущество в пределах своих владений проявлялось с
наибольшей полнотой. Поэтому, в частности, каждое племя предпочитало иметь дело
со своими собственными богами, за что и получало их покровительство. Кроме
того, наличие собственных богов укрепляло единство племени и усиливало
племенной патриотизм.
Боги
отличались по своей природе и от человека, и от окружающих его вещей. Но,
сделав изображение бога или богини, можно было заставить их постоянно пребывать внутри или вблизи своего
изображения, особенно если совершать нужные обряды. Около символа божества
(идола) или в местах, избранных божеством — часто это были источники, рощи или
причудливой формы скалы, — человек имел наиболее благоприятные условия для
общения с ним.
В Южной
Аравии было особенно много богов, родственных богам Древнего Вавилона. Эти
боги на небесах избрали местом своего постоянного пребывания Солнце, Луну,
планеты и неподвижные звезды, от которых часто и получали свои первоначальные имена.
Луна считалась божеством мужского пола, а Солнце — женского.
Среди
северных арабских племен очень сильно было распространено почитание бетилов
(«бейт-ил» — «жилище Бога») — вертикально поставленных камней, в которых
воображение часто позволяло угадать существо, напоминающее человека. Небольшие
бетилы перевозили на верблюдах — вместе с племенем. Крупные каменные монолиты
причудливой формы, созданные ветровой эрозией, одиноко стояли в степи на своих
постоянных местах и сильно действовали на воображение своим загадочным видом и
необъяснимостью появления вдали от скал и гор.
Религиозные
обряды отправляло все племя и с помощью богов пыталось улаживать свои дела.
Отдельный человек выступал перед богом, прежде всего как представитель своего
племени; именно то, что он являлся частью племени, давало ему право тревожить
богов своими делами и позволяло надеяться на благоприятные результаты
адресованных богам прошений; его личные заслуги и нравственные качества имели в
какой-то степени второстепенное значение.
Идолопоклонство и многобожие не мешали, однако, существовать и
представлениям о Верховном Боге; в отличие от богов и богинь, у которых были
имена, это Высшее Божество не имело собственного имени или его имя было слишком
священным и запретным для произнесения
вслух — его называли просто Богом (Аллахом)
или словами, обозначающими его качества, — «Всевышний», «Милосердный»,
«Владыка людей», «Господь» и т. д. Были ли остальные боги и богини
«представителями» этого Единого Бога, его сыновьями и дочерьми, или они
существовали самостоятельно — неясно. Во всяком случае, именно многочисленные
боги и богини были окружены реальным почитанием; возможно, Верховного Бога
почитать было бессмысленно — как Владыку всего сущего, Он вряд ли мог быть
заинтересован делами того или иного племени, а тем более отдельного человека —
делами, чаще всего не только незначительными, но и направленными против других
племен и людей. С другой стороны, идея
Единого Бога несовместима с племенным патриотизмом, так как такая идея предполагает равенство всех людей и племен, тогда как было очевидно для
всякого, что люди, не принадлежащие к его собственному племени, — чужие и к ним
нужно относиться совершенно иначе, чем к соплеменникам.
Верховного Бога почитали всерьез лишь отдельные люди, которые
получили название ханифов1. Они отвергали идолопоклонство и, по-видимому, верили в
индивидуальное бессмертие человека, то есть в загробную жизнь. Содержание
загробной жизни — будет ли она хорошей или плохой — зависит от личного
поведения человека, а не от судьбы его племени или клана. Поэтому ханифы
стремились к добродетельной жизни, за что и пользовались определенным уважением
соплеменников.
Арабы торговали и воевали с окружавшими их народами и хорошо
знали религии этих народов — и иудаизм, и христианство, и зороастризм.
Представители всех этих вероисповеданий жили в оазисах и городах, религиозной
нетерпимости не существовало, никаких препятствий миссионерская деятельность
не встречала. И, однако, эти хорошо разработанные религиозные системы не
оказали практически никакого влияния на верования кочевых племен — очевидно,
племенной строй был несовместим с ними. Лишь в тех случаях, когда строй
частично или полностью разрушался, и появлялось неравенство и государственная
власть, наблюдалось успешное распространение этих религий среди арабов.
Из великих религиозных учений, пожалуй, только буддизм был мало
знаком арабам. Известно, что царь Ашока в III веке до новой эры посылал
миссионеров для распространения буддизма в Сирию и Южную Аравию, однако никаких
следов успешной проповеди буддизма не сохранилось.
Все эти чужеземные религии, повторяем, пускали ростки
преимущественно в городах и оазисах, где люди жили земледелием, ремеслом и
торговлей, где находил полезное применение рабский труд, где племенной строй
разрушался и непримиримый антагонизм порождал различные формы государственной
власти. Кочевники же, бедуины (бедуины — люди бадии, «пустыни», в противоположность
оседлым жителям — людям хадара), стойко придерживались своих языческих
верований.
Некоторые ученые полагают, что в IV—VI веках нашей эры климат
Аравии стал несколько влажнее, что привело к росту населения, переселениям и
столкновениям племен, расширению оазисов и росту городов. Возможно, все это
способствовало тому, что разложение племенного строя (разложение, следы
которого можно обнаружить и за тысячу лет до новой эры и которое при иных
условиях могло бы продолжаться еще тысячу лет) резко ускорилось именно в VI—VII
веках, что создало в городах условия социального кризиса. Очевидно, что кризис
родового строя в специфических условиях Аравии, в эпоху, когда в соседних
странах уже разрушался или был разрушен рабовладельческий строй, не мог не привести
к несколько иным историческим последствиям, чем подобные же кризисы в других
странах и в другие эпохи.
Мекка — священная «столица» арабских племён
В первых веках нашей эры в районах Центральной Аравии появилась
своя «столица» — город Мекка, расположенный километрах в семидесяти от
побережья Красного моря, на границе гористого Хиджаза и знойной Тихамы, —
будущее место рождения Мухаммеда. Область Мекки крайне засушлива и совершенно
непригодна для земледелия. Не славилась она и скотоводством — в ее окрестностях,
покрытых скудной растительностью, с трудом могли отыскать для себя корм лишь
небольшие стада верблюдов, овец и коз.
Но для торгового поселения место было хорошее — относительно
безопасное, защищенное горами и пустынями. Отсюда шли удобные караванные пути
в Южную Аравию, Иран, Сирию, к побережью Средиземного моря. Главное же — в
самой Мекке и поблизости от нее находились святыни, почитаемые многими
арабскими племенами, благодаря этим святыням вся округа признавалась
священной территорией. Со всех концов Аравии стекались сюда паломники, торговля
с которыми вполне могла прокормить небольшой городок.
Важнейшей святыней Мекки был «дом Бога» — храм, который из-за
своей кубической формы получил у арабов название Кааба, и расположенный рядом с
ним источник Замзам.
По арабским преданиям, появление в этих пустынных местах
обильного водой источника обязано чуду, сотворенному Богом ради праотца
Ибрахима и сына его Исмаила, легендарного родоначальника североарабских племен.
По возвращении Ибрахима из Египта в Палестину жена его Сарра, которая была
неплодна, не надеясь иметь детей, предложила в жены Ибрахиму свою рабыню
Хаджар, подаренную ей египетским фараоном. Хаджар, родившая вскоре Исмаила,
возгордилась и стала с презрением относиться к Сарре, что было не очень-то
хорошо с ее стороны. Когда же престарелая Сарра по воле Бога родила Исаака, к
вражде матерей вскоре присоединились ссоры сыновей. Сарра горько жаловалась
Ибрахиму и требовала прогнать Хаджар с ее сыном. Ибрахиму, очень любившему
Исмаила, трудно было решиться на это; но Бог приказал ему подчиниться
требованиям Сарры, и он отвел Хаджар с Исмаилом в Аравию на самим Богом
указанное место и оставил их там. Вскоре запас воды у них кончился. Напрасно
Хаджар металась в поисках источника или колодца (по преданию, это послужило
прототипом одного из обрядов мекканского паломничества — сай) — ни малейшего
следа воды не было заметно среди безжизненных холмов и раскаленных скал, и
мучительная смерть от жажды казалась неизбежной. Отчаявшись, Хаджар удалилась
на некоторое расстояние от Исмаила, чтобы не видеть его предсмертных
страданий, облегчить которые она была бессильна, а оставленный ею Исмаил
заплакал и стал ударять ногою о землю. И — о, чудо! — на этом месте забил
источник пресной воды! Хаджар, бросившаяся к сыну (она думала, что на Исмаила
напали дикие звери), увидела, что они спасены, — она напоила Исмаила и напилась
сама, а чудесный источник оградила землей и камнями из боязни потерять воду.
Такова легенда о происхождении источника Замзам.
Утешая Ибрахима, боявшегося, что его сын погибнет в пустыне, Бог
обещал ему, что Исмаил не только не погибнет, но станет родоначальником
могучего народа, а потомки его будут многочисленными, как песок морской;
народа воинственного, так что «рука их будет на всех»; правда, другие народы,
эти «все», не будут покорно переносить воинственность потомков Исмаила, и, как
выразился Бог, также и «рука всех будет на него». Об этом пророчестве пришлось
вспомнить народам, почитавшим Библию как священное писание, в эпоху арабских
завоеваний...
После смерти Хаджар отец Исмаила стал подолгу, иногда по
нескольку лет, гостить в окрестностях Мекки. В одно из его посещений (по
велению Аллаха) и был построен храм Кааба на том самом месте близ источника
Замзам, где некогда находился храм Адама — первый храм на земле. Это место было
указано ангелом Джибрилом (архангелом Гавриилом), который помогал Ибрахиму и
Исмаилу при строительстве и объяснял, каким должен быть храм, угодный Богу. От
него же, очевидно, Ибрахим и Исмаил узнали, что храм, который они строят, —
точная копия того храма, в котором молился Адам. По арабским легендам, после
грехопадения Адам и Хавва (Ева) были не только изгнаны из рая, но и разлучены —
Адам попал на остров Шри-Ланку (Цейлон), а Хавва — на побережье Красного моря
недалеко от Мекки — в те места, где расположен ныне порт Джидда. (Кстати, на
окраине Джидды и сейчас показывают могилу праматери Хаввы.) Они встретились
только через двести лет — как раз в районе Мекки; гора Арафат, где они впервые
познали друг друга после столь продолжительной разлуки, почитается
мусульманами как одна из святынь.
Адам очень страдал, что он лишился не только рая, но и храма, в
котором привык молиться в раю. В конце концов Бог смилостивился, и копия храма
была спущена на землю. По смерти Адама этот нерукотворный храм был унесен
обратно на небо. После этого Каабу строили Сиф (сын Адама), Нух (Ной) и его сын
Сим, восстановивший ее после потопа.
Чтобы Каабу было легче строить, ангел Джибрил принес Ибрахиму
плоский камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строительных
лесов; этот камень (Макам Ибрахим) до сих пор находится в Каабе, и верующие
отчетливо видят на нем отпечатки ног своего праотца. Когда храм был почти
готов, Ибрахиму понадобился заметный камень, чтобы обозначить на стене место,
с которого следует начинать ритуальное обхождение вокруг Каабы. Дело в том, что
в раю ангелы и Адам, наученные самим Богом, совершали семикратное обхождение
вокруг храма, и Ибрахим хотел, чтобы и на земле богослужение происходило правильно.
Тут-то ангел Джибрил и принес ему знаменитый Черный камень, который был вделан
в северо-восточный угол здания, — этот камень первоначально был ослепительной
белизны, но затем быстро почернел от прикосновений грешников. Камень имел
неземное происхождение, еще во времена Адама он упал с неба — по одной из
версий, это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как он
допустил грехопадение своего подопечного. Действительная природа Черного камня
до сих пор неизвестна — многие ученые считают его очень крупным метеоритом, но
не исключено, что это крупный кусок неизвестной вулканической породы:
каменистая Аравия изобилует потухшими вулканами, и во многих местах мощные
потоки лавы залегают на самой поверхности.
1 «Понятие о Едином Истинном Боге и
необходимости чистого служения Ему существовало еще до Мухаммеда между теми
арабами, которые не приняли ни иудаизма, ни христианства и назывались
«отделившимися», или, по-арабски, «ханифами», что впоследствии стало обозначать
последователей древней веры Авраамовой, - в этом смысле и Мухаммед называл себя
ханифом» («Магомет, его жизнь и религиозное учение», В.С. Соловьев)
Компоновка и стилистическая правка наша – СЕЛЯНЕ
Полный текст книги: http://tagbooks.narod.ru/muhammed.txt
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ НА САЙТЕ | ОТПРАВИТЬ ОТЗЫВ ПИСЬМОМ