ПЕРВОИСТОЧНИКИ: ЖИЗНЬ МУХАММЕДА

08.07.08

Боги арабских племён и Бог Единый

Идолопоклонство и многобожие кочевников

При племенной жизни главное «божество» — само племя; поэтому боги и религиозные представления зани­мали сравнительно небольшое место в жизни. Арабы считали, что богов существует много. Чаще всего боги «жили» на определенной территории, во всяком случае, их могущество в пределах своих владений прояв­лялось с наибольшей полнотой. Поэтому, в частности, каждое племя предпочитало иметь дело со своими соб­ственными богами, за что и получало их покровитель­ство. Кроме того, наличие собственных богов укреп­ляло единство племени и усиливало племенной патрио­тизм.

Боги отличались по своей природе и от человека, и от окружающих его вещей. Но, сделав изображение бога или богини, можно было заставить их постоянно пребывать внутри или вблизи своего изображения, осо­бенно если совершать нужные обряды. Около символа божества (идола) или в местах, избранных божеством — часто это были источники, рощи или причудливой формы скалы, — человек имел наиболее благоприятные условия для общения с ним.

В Южной Аравии было особенно много богов, родст­венных богам Древнего Вавилона. Эти боги на небесах избрали местом своего постоянного пребывания Солнце, Луну, планеты и неподвижные звезды, от которых часто и получали свои первоначальные имена. Луна считалась божеством мужского пола, а Солнце — женского.

Среди северных арабских племен очень сильно было распространено почитание бетилов («бейт-ил» — «жили­ще Бога») — вертикально поставленных камней, в кото­рых воображение часто позволяло угадать существо, напоминающее человека. Небольшие бетилы перевозили на верблюдах — вместе с племенем. Крупные каменные монолиты причудливой формы, созданные ветровой эро­зией, одиноко стояли в степи на своих постоянных местах и сильно действовали на воображение своим загадочным видом и необъяснимостью появления вдали от скал и гор.

Религиозные обряды отправляло все племя и с по­мощью богов пыталось улаживать свои дела. Отдельный человек выступал перед богом, прежде всего как пред­ставитель своего племени; именно то, что он являлся частью племени, давало ему право тревожить богов своими делами и позволяло надеяться на благоприятные результаты адресованных богам прошений; его личные заслуги и нравственные качества имели в какой-то степени второстепенное значение.

 

Идолопоклонство и многобожие не мешали, однако, существовать и представлениям о Верховном Боге; в от­личие от богов и богинь, у которых были имена, это Высшее Божество не имело собственного имени или его имя было слишком священным и запретным для произ­несения вслух — его называли просто Богом (Аллахом) или словами, обозначающими его качества, — «Всевыш­ний», «Милосердный», «Владыка людей», «Господь» и т. д. Были ли остальные боги и богини «представителями» этого Единого Бога, его сыновьями и дочерьми, или они существовали самостоятельно — неясно. Во всяком слу­чае, именно многочисленные боги и богини были окруже­ны реальным почитанием; возможно, Верховного Бога почитать было бессмысленно — как Владыку всего суще­го, Он вряд ли мог быть заинтересован делами того или иного племени, а тем более отдельного человека — делами, чаще всего не только незначительными, но и направленными против других племен и людей. С другой стороны, идея Единого Бога несовместима с племенным патриотизмом, так как такая идея предполагает равенст­во всех людей и племен, тогда как было очевидно для всякого, что люди, не принадлежащие к его собственному племени, — чужие и к ним нужно относиться совершенно иначе, чем к соплеменникам.

Верховного Бога почитали всерьез лишь отдельные люди, которые получили название ханифов1. Они отверга­ли идолопоклонство и, по-видимому, верили в индиви­дуальное бессмертие человека, то есть в загробную жизнь. Содержание загробной жизни — будет ли она хо­рошей или плохой — зависит от личного поведения чело­века, а не от судьбы его племени или клана. Поэтому ханифы стремились к добродетельной жизни, за что и пользовались определенным уважением соплеменников.

 

Арабы торговали и воевали с окружавшими их наро­дами и хорошо знали религии этих народов — и иудаизм, и христианство, и зороастризм. Представители всех этих вероисповеданий жили в оазисах и городах, религиозной нетерпимости не существовало, никаких препятствий мис­сионерская деятельность не встречала. И, однако, эти хорошо разработанные религиозные системы не оказали практически никакого влияния на верования кочевых племен — очевидно, племенной строй был несовместим с ними. Лишь в тех случаях, когда строй частично или полностью разрушался, и появлялось неравенство и госу­дарственная власть, наблюдалось успешное распростра­нение этих религий среди арабов.

Из великих религиозных учений, пожалуй, только буддизм был мало знаком арабам. Известно, что царь Ашока в III веке до новой эры посылал миссионеров для распространения буддизма в Сирию и Южную Аравию, однако никаких следов успешной проповеди буддизма не сохранилось.

Все эти чужеземные религии, повторяем, пускали ростки преимущественно в городах и оазисах, где люди жили земледелием, ремеслом и торговлей, где находил полезное применение рабский труд, где племенной строй разрушался и непримиримый антагонизм порождал раз­личные формы государственной власти. Кочевники же, бедуины (бедуины — люди бадии, «пустыни», в противо­положность оседлым жителям — людям хадара), стойко придерживались своих языческих верований.

Некоторые ученые полагают, что в IV—VI веках на­шей эры климат Аравии стал несколько влажнее, что привело к росту населения, переселениям и столкнове­ниям племен, расширению оазисов и росту городов. Воз­можно, все это способствовало тому, что разложение племенного строя (разложение, следы которого можно обнаружить и за тысячу лет до новой эры и которое при иных условиях могло бы продолжаться еще тысячу лет) резко ускорилось именно в VI—VII веках, что созда­ло в городах условия социального кризиса. Очевидно, что кризис родового строя в специфических условиях Аравии, в эпоху, когда в соседних странах уже разрушался или был разрушен рабовладельческий строй, не мог не при­вести к несколько иным историческим последствиям, чем подобные же кризисы в других странах и в другие эпохи. 

 

Мекка — священная «столица» арабских пле­мён

В первых веках нашей эры в районах Центральной Аравии появилась своя «столица» — город Мекка, располо­женный километрах в семидесяти от побережья Красного моря, на границе гористого Хиджаза и знойной Тихамы, — будущее место рождения Мухаммеда. Область Мекки крайне засушлива и совершенно не­пригодна для земледелия. Не славилась она и ското­водством — в ее окрестностях, покрытых скудной расти­тельностью, с трудом могли отыскать для себя корм лишь небольшие стада верблюдов, овец и коз.

Но для торгового поселения место было хорошее — относительно безопасное, защищенное горами и пустыня­ми. Отсюда шли удобные караванные пути в Южную Аравию, Иран, Сирию, к побережью Средиземного моря. Главное же — в самой Мекке и поблизости от нее на­ходились святыни, почитаемые многими арабскими пле­менами, благодаря этим святыням вся округа призна­валась священной территорией. Со всех концов Аравии стекались сюда паломники, торговля с которыми вполне могла прокормить небольшой городок.

Важнейшей святыней Мекки был «дом Бога» — храм, который из-за своей кубической формы получил у арабов название Кааба, и расположенный рядом с ним источник Замзам.

 

По арабским преданиям, появление в этих пустынных местах обильного водой источника обязано чуду, сотво­ренному Богом ради праотца Ибрахима и сына его Исмаила, легендарного родоначальника североарабских племен. По возвращении Ибрахима из Египта в Палести­ну жена его Сарра, которая была неплодна, не надеясь иметь детей, предложила в жены Ибрахиму свою рабыню Хаджар, подаренную ей египетским фараоном. Хаджар, родившая вскоре Исмаила, возгордилась и стала с пре­зрением относиться к Сарре, что было не очень-то хоро­шо с ее стороны. Когда же престарелая Сарра по воле Бога родила Исаака, к вражде матерей вскоре присоеди­нились ссоры сыновей. Сарра горько жаловалась Ибра­химу и требовала прогнать Хаджар с ее сыном. Ибра­химу, очень любившему Исмаила, трудно было решиться на это; но Бог приказал ему подчиниться требованиям Сарры, и он отвел Хаджар с Исмаилом в Аравию на самим Богом указанное место и оставил их там. Вскоре запас воды у них кончился. Напрасно Хаджар металась в поисках источника или колодца (по преданию, это по­служило прототипом одного из обрядов мекканского па­ломничества — сай) — ни малейшего следа воды не было заметно среди безжизненных холмов и раскаленных скал, и мучительная смерть от жажды казалась неизбежной. Отчаявшись, Хаджар удалилась на некоторое расстоя­ние от Исмаила, чтобы не видеть его предсмертных страданий, облегчить которые она была бессильна, а ос­тавленный ею Исмаил заплакал и стал ударять ногою о землю. И — о, чудо! — на этом месте забил источник пресной воды! Хаджар, бросившаяся к сыну (она думала, что на Исмаила напали дикие звери), увидела, что они спасены, — она напоила Исмаила и напилась сама, а чудесный источник оградила землей и камнями из бояз­ни потерять воду. Такова легенда о происхождении ис­точника Замзам.

Утешая Ибрахима, боявшегося, что его сын погибнет в пустыне, Бог обещал ему, что Исмаил не только не погибнет, но станет родоначальником могучего народа, а потомки его будут многочисленными, как песок мор­ской; народа воинственного, так что «рука их будет на всех»; правда, другие народы, эти «все», не будут покор­но переносить воинственность потомков Исмаила, и, как выразился Бог, также и «рука всех будет на него». Об этом пророчестве пришлось вспомнить народам, почи­тавшим Библию как священное писание, в эпоху араб­ских завоеваний...

 

После смерти Хаджар отец Исмаила стал подолгу, иногда по нескольку лет, гостить в окрестностях Мекки. В одно из его посещений (по велению Аллаха) и был построен храм Кааба на том самом месте близ источника Замзам, где некогда находился храм Адама — первый храм на земле. Это место было указано ангелом Джибрилом (архангелом Гавриилом), который помогал Ибра­химу и Исмаилу при строительстве и объяснял, каким должен быть храм, угодный Богу. От него же, очевидно, Ибрахим и Исмаил узнали, что храм, который они строят, — точная копия того храма, в котором молился Адам. По арабским легендам, после грехопадения Адам и Хавва (Ева) были не только изгнаны из рая, но и разлучены — Адам попал на остров Шри-Ланку (Цей­лон), а Хавва — на побережье Красного моря недалеко от Мекки — в те места, где расположен ныне порт Джидда. (Кстати, на окраине Джидды и сейчас показывают могилу праматери Хаввы.) Они встретились только через двести лет — как раз в районе Мекки; гора Арафат, где они впервые познали друг друга после столь продол­жительной разлуки, почитается мусульманами как одна из святынь.

Адам очень страдал, что он лишился не только рая, но и храма, в котором привык молиться в раю. В конце концов Бог смилостивился, и копия храма была спущена на землю. По смерти Адама этот нерукотворный храм был унесен обратно на небо. После этого Каабу строили Сиф (сын Адама), Нух (Ной) и его сын Сим, восстано­вивший ее после потопа.

Чтобы Каабу было легче строить, ангел Джибрил принес Ибрахиму плоский камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строительных лесов; этот камень (Макам Ибрахим) до сих пор находится в Каабе, и верующие отчетливо видят на нем отпечатки ног своего праотца. Когда храм был почти готов, Ибра­химу понадобился заметный камень, чтобы обозначить на стене место, с которого следует начинать ритуальное обхождение вокруг Каабы. Дело в том, что в раю ангелы и Адам, наученные самим Богом, совершали семикратное обхождение вокруг храма, и Ибрахим хотел, чтобы и на земле богослужение происходило правильно. Тут-то ангел Джибрил и принес ему знаменитый Черный камень, ко­торый был вделан в северо-восточный угол здания, — этот камень первоначально был ослепительной белизны, но затем быстро почернел от прикосновений грешников. Камень имел неземное происхождение, еще во времена Адама он упал с неба — по одной из версий, это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как он допустил грехопадение своего подопечного. Действительная природа Черного камня до сих пор не­известна — многие ученые считают его очень крупным метеоритом, но не исключено, что это крупный кусок неизвестной вулканической породы: каменистая Ара­вия изобилует потухшими вулканами, и во многих мес­тах мощные потоки лавы залегают на самой поверх­ности.

 

1 «Понятие о Едином Истинном Боге и необходимости чистого служения Ему существовало еще до Мухаммеда между теми арабами, которые не приняли ни иудаизма, ни христианства и назывались «отделившимися», или, по-арабски, «ханифами», что впоследствии стало обозначать последователей древней веры Авраамовой, - в этом смысле и Мухаммед называл себя ханифом» («Магомет, его жизнь и религиозное учение», В.С. Соловьев)

 

 

Компоновка и стилистическая правка наша – СЕЛЯНЕ

Полный текст книги: http://tagbooks.narod.ru/muhammed.txt  

 

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ   |  ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ НА САЙТЕ  |  ОТПРАВИТЬ ОТЗЫВ ПИСЬМОМ

 

 

 

Hosted by uCoz