ПЕРВОИСТОЧНИКИ: ЖИЗНЬ
МУХАММЕДА
14.07.08
Племя курайшитов
Предки Мухаммеда
От
старшего сына Исмаила заведование Каабой перешло к южноарабскому племени
джурхумитов, пользовавшихся поддержкой вавилонян. В III веке нашей эры их
вытеснили Бану Хузаа — также южноарабское племя; покидая Мекку, джурхумиты
разрушили Каабу и засыпали источник Замзам. Хузаиты восстановили Каабу. Аднан,
один из потомков Исмаила, женился на дочери вождя хузаитов и поселился в Мекке.
Праправнук этого исмаилита Фир, по прозвищу Кураиш, стал родоначальником
нового племени — курайшитов. Курайшиты, жившие как в самой Мекке, так и в ее
окрестностях, постепенно усилились настолько, что через двести лет потомок Фира
в седьмом колене Кусай выгнал наполовину истребленное эпидемией чумы племя
хузаитов из Мекки. Согласно арабским источникам, курайшиты полностью овладели
и городом и храмом около 440—450 года, то есть меньше, чем за 150 лет до
рождения Мухаммеда. Собственно, с этого времени, так или иначе, начинается
действительная, а не легендарная история Мекки — пусть неполная и отрывочная,
противоречивая и искаженная, но история.
Кусай,
под предводительством которого курайшиты полностью овладели Меккой и установили
свой контроль над значительными районами Хиджаза, — прапрадед Мухаммеда.
Влияние и богатство Кусая были так велики, что его нередко называли «князем
курайшитов», хотя он являлся всего лишь могущественным шейхом (предводителем)
сильного и процветающего племени. Предания приписывают ему решающее участие во
всех важнейших изменениях, которые при его жизни произошли в Мекке.
Прежде
всего он предложил срубить рощу, которая окружала Каабу, и использовать
полученную таким путем древесину на строительство города. Его предложение
вызвало замешательство курайшитов, которые почитали эту рощу священной и не
решались рубить деревья. Тогда Кусай, не отличавшийся, по-видимому, особой
религиозностью, сам взял в руки топор и собственноручно срубил первое дерево
на глазах у собравшихся курайшитов. Так как после этого святотатства он остался
цел и невредим, курайшиты последовали его примеру и полностью вырубили рощу. В
результате большая часть пространства вокруг храма была вскоре застроена
большими каменными домами самых знатных курайшитов — некоторые дома были
высотой в два-три этажа. Оставлена была только небольшая площадь за пределами
ограды самого храма для совершения необходимых религиозных церемоний.
Какому
бы богу ни была первоначально посвящена Кааба и кем бы ни была она основана, но
в V веке новой эры в ней самой, вокруг нее и на ее стенах уже стояли
многочисленные идолы. Важно другое — курайшиты не только не препятствовали
вселению «чужих» богов в Каабу, но, как это некогда делали римские императоры,
всячески поощряли его, стремясь еще больше усилить роль своего храма и своего
города как религиозного центра возможно большей части Аравии.
Среди
потомков Кусая, умершего в 480 году, наиболее известен его внук Хашим, прадед
Мухаммеда. Подобно Кусаю, он считался главой Мекки, и при нем стали ежегодно
снаряжать два специальных каравана за продовольствием для Мекки — зимой в
Йемен и летом в Сирию. Кроме того, он первым начал практиковать в Мекке
раздачу еды беднейшим курайшитам, правда неизвестно, ежедневно или лишь по
определенным дням. Неизвестно также, осуществлялась ли эта благотворительность
за счет города или на средства самых богатых курайшитов.
Хашим
умер в Газе, на берегу Средиземного моря, во время одной из своих поездок в
Сирию, оставив после себя малолетнего сына Шейбу, который свое детство провел в
Ясрибе, откуда была родом его мать. В Мекку его привез Мутталиб, младший брат
Хашима, когда Шейба был уже юношей. Мекканцы приняли светловолосого Шейбу за
раба Мутталиба, из-за чего он якобы и получил прозвище Абд аль-Мутталиб — «раб
аль-Мут-талиба»; так и называли Шейбу до конца его дней.
Вскоре
не стало и братьев Хашима, из которых только Абд Шамс скончался в Мекке;
Мутталиб умер в Йемене, а Науфал — в Ираке; подобно Хашиму, эти основатели
могущественных кланов курайшитов вели неутомимую и полную превратностей жизнь
купцов-путешественников, и смерть нередко застигала их вдали от родного
города.
После смерти
Мутталиба, последовавшей около 520 года, Абд аль-Мутталиб оказался старейшиной
племени. При нем основные должности в Мекке продолжали оставаться в руках
членов семейства Кусая, являвшихся к тому времени главами значительных кланов.
В их руках находились ключи от Каабы (их пришлось завести ввиду попыток
разграбить накопленные в храме сокровища), надзор за колодцами,
судопроизводство, «иностранные дела», хранение священного знамени, с которым
курайшиты отправлялись на войну, взимание налога в пользу бедных,
председательство в собрании старейшин, право созывать собрания, управление
общественными финансами и хранения гадательных стрел — таковы десять основных
должностей, существовавших в Мекке.
Легенды семьи пророка Мухаммеда
Одна из
легенд об Абд аль-Мутталибе делает его и его сына Абдаллаха, будущего отца
пророка Мухаммеда, героями событий, которые привели к прекращению человеческих
жертвоприношении у курайшитов и родственных им арабских племен. Согласно этой
легенде, у Абд аль-Мутталиба очень долго не было сыновей, что, с точки зрения
араба, почти полностью лишало смысла всю его жизнь и сводило на нет все
достигнутые им успехи — богатство, почет, уважение соплеменников. Впрочем,
история с источником Замзам наглядно показала, как действительно трудно было
ему, имея только одного сына, отстаивать свои права перед соплеменниками и как
мало курайшиты считались с ним, несмотря на то что он был зажиточен, занимал
пост главы города и находился в расцвете сил. В старости же ему грозила полная
беззащитность и унизительная зависимость. Абд аль-Мутталиб, как и другие арабы
его времени, хорошо понимал, что пол ребенка определяет судьба, рок, над
которым ни один человек не властен. Моральный кодекс предписывал ему
мужественно и хладнокровно переносить подобные удары судьбы, не унижая себя
бесполезными жалобами и малодушным унынием. Абд аль-Мутталиб так себя,
очевидно, и вел, что не мешало ему горячо молить богов о рождении сыновей. Так
как эти молитвы не помогали и его жены продолжали рожать ему исключительно девочек,
он прибег к последнему средству — публично поклялся, что если у него будет
десять сыновей, то одного из них он принесет в жертву.
Вскоре
же судьба сделалась к нему благосклонной, и у него стали рождаться сыновья, причем
эти сыновья не только появлялись на свет, но и благополучно переносили
многочисленные детские болезни, сеявшие смерть среди новорожденных, что тоже
можно было приписать прямому вмешательству небес. Поэтому, когда у Абд
аль-Мутталиба подросло двенадцать сыновей, он не осмелился нарушить клятву,
хорошо понимая, что богам ничего не стоит «забрать» всех сыновей обратно в
любую минуту.
Сыновья,
выслушав его решение исполнить обещание, данное богам, выразили полную
готовность подчиниться отцовской воле, как то и подобало сделать примерным
сыновьям. Абд аль-Мутталиб приказал каждому сыну сделать гадательную стрелу и
написать на ней свое имя. Потом все отправились к Хубалу, чтобы гадатель вытащил
одну из стрел. Жребий пал на Абдаллаха, самого младшего и самого любимого сына
(само имя которого — «Абд аллаха» — «раб Бога», — вероятно, немало
способствовало формированию легенды). Но и это не остановило благочестивого Абд
аль-Мутталиба (негоже было бы деду пророка быть клятвопреступником!), и, вынув
нож, он повел Абдаллаха к идолам Исафа и Найлы, на место, отведенное для
жертвоприношений.
Тут уж
мекканцы, до сих пор молча наблюдавшие за развитием событий, не выдержали и
стали всячески отговаривать Абд аль-Мутталиба (больше они сделать ничего не
могли — сын был его, и он волен был делать с ним все, что угодно, ни у кого не
спрашивая и ни перед кем не отчитываясь; убей он хоть всех своих сыновей, он не
понес бы никакой кары, кроме общественного осуждения). Особенно волновали
курайшитов возможные вредные последствия поступка Абд аль-Мутталиба для
процветания их благородного племени, если обычай приносить в жертву сыновей
станет модным. Наиболее энергично возражал против разумности подобного жертвоприношения
некто аль-Мугира, принадлежавший к тому же племени, что и Фатима, мать
Абдаллаха, и, очевидно, ее родственник. Он предложил, в частности, выяснить, не
согласятся ли боги на замену Абдаллаха еще более ценной искупительной жертвой.
Курайшиты в свою очередь посоветовали обратиться к знаменитой прорицательнице,
жившей в Хиджазе, в окрестностях Ясриба, в нескольких сотнях километров к
северу от Мекки.
Это был
действительно выход из создавшегося трагического положения — если бы боги
предпочли получить нечто более, с их точки зрения, стоящее, чем Абдаллах, Абд
аль-Мутталиб смог бы спасти любимого сына, не совершая при этом никакого
святотатства. Поэтому он охотно отложил намеченное жертвоприношение и, оседлав
верблюдов, немедленно отправился вместе с Абдаллахом к прорицательнице.
Прорицательница
подробно расспросила их обо всем и пообещала помочь, как только ее посетит дух.
Прорицательницы-профессионалки овладевали искусством вселять в себя духов по
своему желанию и заставляли их отвечать на заданные вопросы. Иногда для этого
использовались различные одурманивающие напитки, но чаще всего они доводили
себя до состояния одержимости быстрыми ритмическими телодвижениями, своего
рода исступленной пляской, нередко кончающейся судорогами, пеной у рта и
нечленораздельным воем. В таком состоянии транса они начинали выкрикивать свои
прорицания — саджи, рифмованные стихи с резкими диссонансами и загадочным
смыслом, производившие благодаря первоклассному исполнению сильное впечатление
на окружающих. Известность и славу приобретали, несомненно, прорицательницы
неглупые, обладающие богатым жизненным опытом, проницательные и наделенные
интуицией.
Последние
качества были особенно нужны прорицательницам, когда к ним обращались не за
предсказаниями будущего, а по вопросам более житейским и конкретным. В этих
случаях не требовалось публичных прорицаний в форме загадочного и действующего
на воображение саджа — нужен был точный и недвусмысленный совет, как поступить
правильно, в соответствии с волей богов или бога. Именно с таким вопросом Абд
аль-Мутталиб обратился к прорицательнице.
Поэтому
прорицательница в экстаз не впадала, а уже на следующий день позвала их к себе
и сообщила, что слово снизошло на нее и ей нужно лишь уточнить — какая цена
крови принята у курайшитов? Абд аль-Мутталиб ответил, что цена крови (штраф за
неумышленное убийство, прекращающий кровную месть) у племени курайшитов —
десять верблюдов. Эту-то цену, ответила ему прорицательница, и нужно предложить
богам вместо Абдаллаха; если боги откажутся, следует увеличивать число
верблюдов до тех пор, пока боги не примут заменительной жертвы.
Вернувшись
в Мекку, Абд аль-Мутталиб так и поступил. Перед Хубалом поставили его сына
Абдаллаха, а в ограду храма привели десять верблюдов и стали метать стрелы.
Девять раз подряд жребий падал на Абдаллаха, девять раз пришлось пригонять
новых верблюдов, и только когда число их достигло ста, божество признало их
равноценной заменой человеческого жертвоприношения.
Чтобы
не ошибиться, Абд аль-Мутталиб еще дважды бросил жребий, и оба раза стрела
указала на верблюдов: сомнений больше не оставалось. Так был спасен любимый
сын Абд аль-Мутталиба к огромной его радости и к немалой радости мекканцев,
вполне заслуживших за проявленную ими гуманность участия в том пире, который
должен был развернуться после принесения в жертву целого табуна этих
легендарных верблюдов.
Примерно
в 569 году Абд аль-Мутталиб женил своего спасенного сына на Амине, девушке из
благородной, но небогатой курайшитской семьи. Свадьба состоялась в доме
родителей Амины, куда Абдаллах потом и переселился. Предания об обстоятельствах
брака Абдаллаха и Амины интересны не только тем, что они содержат некоторые
живые штрихи реальной жизни мекканцев. В этих легендах, цель которых — возможно
больше прославить родителей пророка, подчеркиваются исключительные личные
достоинства Абдаллаха и Амины — их красота, благородство происхождения и
добродетель (сказавшаяся даже на именах: Абдаллах,
как уже говорилось, — «раб божий»,
а Амина означает «верная»). Но богатство в те времена
было предметом гордости, а о нем-то как раз и не упоминается. По-видимому, ни Абдаллах,
ни Амина не были, по понятиям мекканцев, людьми состоятельными.
От
этого брака вскоре и появился на свет Мухаммед.
Компоновка и стилистическая правка наша – СЕЛЯНЕ
Полный текст книги: http://tagbooks.narod.ru/muhammed.txt
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ НА САЙТЕ | ОТПРАВИТЬ ОТЗЫВ ПИСЬМОМ