ПЕРВОИСТОЧНИКИ: ЖИЗНЬ
МУХАММЕДА
19.07.08
Детство Мухаммеда
Раннее сиротство
Арабские
историки считают, что будущий пророк родился 29 августа 570 года в доме своей
матери, расположенном на окраине Мекки, метрах в четырехстах от храма Каабы;
примерно через сто лет этот дом был перестроен и превращен в мечеть. На седьмой
день после его рождения Абд аль-Мутталиб устроил, согласно обычаю, пир, на
который созвал наиболее знатных курайшитов. Здесь было торжественно, для
всеобщего сведения объявлено имя новорожденного — Мухаммед, а гости вежливо
восхитились прекрасным младенцем, пожелали ему всяческого благополучия и
выразили убеждение, что в будущем он станет утешением и опорой своих близких и
гордостью всего племени курайшитов.
Его
отец Абдаллах не присутствовал на этом пиру — он находился в это время в Сирии;
он умер на обратном пути в Мекку, через два месяца после рождения Мухаммеда,
так и не повидав сына. По другой версии, смерть Абдаллаха наступила незадолго
до рождения Мухаммеда, и, стало быть, будущий пророк осиротел еще в утробе
матери. Наследство, оставленное Абдаллахом, состояло из пяти верблюдов,
нескольких овец и рабыни-абиссинки Баракат.
До
весны мальчик находился на попечении матери, которая нежно заботилась о нем и
оберегала от всяческих несчастий. Особенно боялись арабские женщины дурного
глаза и злых духов, напускавших на детей порчу и тяжелые, нередко смертельные,
болезни, которые не удавалось вылечить никакими лекарствами. От злых духов и
дурного глаза общепризнанным средством были талисманы и амулеты; в частности,
новорожденным привешивали не шею амулет в виде особой плоской раковины с
побережья Красного моря, который носили до возмужалости — лет в шестнадцать
этот амулет снимали и на шею юноши вешали более соответствующий его возрасту
амулет — меч.
В семье кочевников Бану Саад
Два
раза в год — весной и осенью — в Мекку приходили женщины окрестных кочевых
племен брать детей на воспитание. Удушливый зной Мекки, пыль, грязь и тучи мух
губительно действовали на маленьких детей, и у мекканцев, обладавших средним
достатком, существовал обычай отдавать новорожденных в семьи кочевников.
Когда
гонимые засухой и голодом женщины племени Бану Саад прибыли в Мекку за воспитанниками,
никто из них не хотел брать себе маленького Мухаммеда, боясь, что за сироту
будут платить и мало, и нерегулярно, а в случае, например, нового замужества
его матери и вообще не заплатят. Наконец одна из женщин, по имени Халима, на
долю которой не досталось никакого другого младенца, стыдясь своих более
удачливых товарок и не желая возвращаться с пустыми руками, с разрешения
сопровождавшего её мужа все-таки рискнула взять сироту. Так Мухаммед в
шестимесячном возрасте расстался со своей юной матерью и примерно на четыре
года попал к кочевникам Бану Саад, которые пасли свои стада в горных долинах,
километрах за двести к юго-востоку от Мекки и сравнительно недалеко от
процветающего оазиса Таиф, где, кстати сказать, богатые курайшиты владели и
земельными участками, и домами, и куда они нередко отправляли свои семьи на самый
жаркий и тяжелый период года.
Мухаммед
жил с Халимой, своей кормилицей, ее мужем аль-Харисом, их двумя дочерьми и
своим молочным братом обычной жизнью мальчика из кочевого племени. Дела у его
приемных родителей, получавших какое-то вознаграждение за воспитание Мухаммеда,
пошли лучше, и они не голодали.
Весной,
после обильных зимних дождей, степь на несколько месяцев покрывалась цветами и
травами, местами высотой в рост человека. В это время благоденствовали и люди
и животные. Но уже в начале лета степь выгорала, и Бану Саад откочёвывали к
подножию окружавших долину гор, где пробивающиеся из-под земли источники
позволяли выдерживать почти шестимесячный засушливый период. Здесь дольше
сохранялись травы, а когда и их стравливал скот, животных подкармливали свежими
побегами кустарников и деревьев, покрывавших склоны гор, или стручками акаций,
которые сбивали с дерева длинными палками. В сентябре в южной части небосклона
начинала всходить пылающая звезда Сухайль (Канопус), возвещая скорое окончание
жары и приближение сезона осенне-зимних дождей.
В степи
жили дрофы, зайцы и газели, на которых кочевники охотились, а также шакалы и
волки, от которых нужно было оберегать стада; львы в этом районе Аравии в ту
эпоху уже не водились. В горах обитали каменные козлы и дикий осел — животное
буйное и неукротимое, и сравнение человека с диким ослом имело у арабов такое
же значение, как сравнение с ярым туром у славян.
На
голых вершинах гор, в недоступных для человека местах гнездились орлы и
коршуны, которых кочевники умели ловить, приручать и использовать на охоте. В
зимние месяцы вершины самых высоких гор одевались на несколько дней шапками
снега, ослепительно сверкающего на фоне голубого неба.
Семья,
в которую был отдан Мухаммед, круглый год жила в шатре, покрытом черным
войлоком из шерсти коз. Его устанавливали с помощью десятка легких длинных
деревянных кольев, заостренные концы которых втыкали в землю. Прочные веревки,
которыми шатер привязывали к вбитым вокруг него колышкам, придавали ему
достаточную устойчивость даже при сильном ветре. Вокруг шатра выкапывали
неглубокую канавку, чтобы в период дождей вода, скатывающаяся по его стенкам,
не затекала внутрь. Шатер войлочным пологом делили на две половины — женскую,
где находились и дети, и мужскую. Пол устилали войлочными кошмами, которые
служили одновременно и постелями. В центре находилось углубление для очага, дым
от которого уходил через отверстие в потолке или просачивался наружу сквозь
щели; топили сухим верблюжьим пометом и хворостом, который рубили на склонах
гор.
В
непогоду за стенами шатра укрывались не только люди, но и скот.
Когда
степь покрывалась сочной зеленью, лагеря кочевников насчитывали десятки шатров,
и скот пасли совместно. В засушливый период приходилось рассеиваться по степи
и небольшим горным долинам, и нередко месяцами отдельные семьи жили на
расстоянии многих километров друг от друга.
Главной
пищей арабов Бану Саад, с которыми жил Мухаммед, как и других кочевников,
являлось верблюжье и козье молоко, свежее и кислое, и всевозможные изделия из
него — от простокваши до сыра и масла. «Хлебом» для них служили финики, которые
покупали и выменивали у жителей оазисов; мясо ели не чаще одного раза в неделю.
Хлеб и крупы, в связи с их дороговизной, в бедных семьях почти не употребляли.
Детей
заботливые матери кормили грудью два-три года, что и позволяло им успешно
развиваться при таком не совсем благоприятном рационе, в условиях периодических
недоеданий, а то и голода. Вырастали они крепкими, худощавыми, выносливыми, с
хорошей осанкой, которая придавала кочевникам горделивый вид, резко отличавший
их от жителей земледельческих оазисов и городов; этих склонных к полноте
земледельцев, ремесленников и торговцев кочевники искренне презирали.
Явление ангелов Мухаммеду
О жизни
Мухаммеда в семье Халимы легенды почти ничего не сообщают. Судя по тому, что
Мухаммед всегда тепло вспоминал о Халиме, ему было хорошо в этой семье, и его
никто не обижал.
Лишь одна
легенда рассказывает о событии, которое приключилось примерно на четвертом году
пребывания Мухаммеда в племени Бану Саад, притом событии, послужившем причиной
его возвращения в Мекку.
...Это
произошло в полдень, при ярком солнечном свете. Халима с мужем была внутри
шатра, занимаясь домашними делами, а Мухаммед и его молочный брат невдалеке
играли и присматривали за ягнятами. Внезапно к мальчикам подошли двое
незнакомых мужчин в белом одеянии (это были ангелы, но дети, естественно, об
этом не догадывались). Один из незнакомцев держал в руках золотой таз,
наполненный ослепительно белым снегом.
Они
положили Мухаммеда на спину и, раскрыв грудную клетку, вынули его сердце. Из
сердца ангелы извлекли каплю черного цвета и отбросили ее прочь; затем они
вычистили сердце и внутренности ребенка снегом и, вложив сердце на место,
удалились. Молочный брат Мухаммеда с криком бросился в шатер и рассказал обо
всем родителям. Испуганная Халима и ее муж выбежали и увидели Мухаммеда,
который стоял целый и невредимый, но с мертвенно бледным лицом. На расспросы
Халимы он рассказал то же самое, что сообщил им его молочный брат. Это событие
так напугало Халиму, что она уговорила своего мужа немедленно возвратить
ребенка его матери. Халима, очевидно, боялась, как бы с Мухаммедом не случился
удар.
Это
единственная легенда, о которой Мухаммед впоследствии якобы сам неоднократно
рассказывал, считая, что ангелы по указанию самого бога полностью очистили его
от скверны греха. Мертвенно-бледное лицо ребенка, испуг Халимы и её решение
немедленно отвезти Мухаммеда к его родным — все это заставляет предполагать,
что в основе легенды лежит действительное происшествие — рассказ мальчика о
пережитом им видении.
Как бы
то ни было, Халима, сопровождаемая мужем, немедленно отвезла Мухаммеда в Мекку,
где он сначала потерялся в толпе в верхней части города, но затем его нашли и
благополучно отвели к деду, Абд аль-Мутталибу. Халима, вручая ребенка, ничего
не рассказала Абд аль-Мутталибу, по-видимому, мальчик тоже молчал, странное
происшествие с ангелами было забыто на много лет.
Так
окончилось пребывание Мухаммеда среди племени Бану Саад, позволившее ему
впоследствии с гордостью говорить: «Я больше араб, чем кто-либо из вас: я
курайшит и меня вскормило племя Бану Саад».
Смерть матери, на воспитании у деда
Мухаммед
после возвращения в Мекку два-три года жил вместе со своей матерью Аминой и
рабыней Баракат. Когда ему было примерно шесть лет, мать поехала вместе с ним в
оазис Ясриб в гости к своим родственникам. На обратном пути в Мекку она умерла
и была похоронена близ дороги, неподалеку от поселка Абва.
Мухаммеда,
оставшегося круглым сиротой, передали Абд аль-Мутталибу, который в качестве
главы клана Хашим взял на себя заботу о его дальнейшем воспитании. Это
воспитание сводилось к тому, что по распоряжению Абд аль-Мутталиба кто-то из
его большой семьи должен был следить, чтобы ребенок не оставался голодным и
беспризорным. В остальном Мухаммед был предоставлен самому себе, его никто не
обижал, но никто им особенно и не интересовался.
Только
один человек относился к Мухаммеду с теплотой и вниманием — сам Абд
аль-Мутталиб, который к этому времени был уже глубоким стариком. Большую часть
дня он проводил близ храма, хранителем ключей от которого он являлся. Там же,
под открытым небом, прямо у ограды Каабы, стояло его ложе, на котором он днем
сидел, а ночью спал. Мухаммед, как любимый внук, пользовался привилегией сидеть
на этой кровати вместе с дедом — честь, которой были лишены остальные внуки и
правнуки Абд аль-Мутталиба.
Дружба
и продолжительное общение Мухаммеда с Абд аль-Мутталибом неизбежно делали
ребенка свидетелем всех религиозных церемоний, совершавшихся около храма
Кааба, смысл которых ему нетрудно было узнать от своего деда.
Следует
отметить, что религиозные обряды, несомненным свидетелем которых Мухаммед
являлся, не могли, по-видимому, подавлять своим авторитетом сознание ребенка,
так как они были крайне разнообразны и индивидуальны. Он видел, что люди
молятся по-разному и разными словами; признают одних богов, установленных в
Каабе, и не признают других. Одни считают правильным совершать обходы вокруг
Каабы в обычной одежде, другие шьют для этого специальный ихрам, а третьи
единственно правильным признают обхождения в обнаженном виде. Сторонники
разных богов и разных обрядов невольно подрывали авторитет друг друга и мешали
созданию религиозной системы, которая могла бы иметь всеобщее значение. Более
того, многообразие уменьшало и саму религиозность, толкало некоторых склонных к
духовным поискам людей к скептицизму, а то и к полному отрицанию святости не
только идолов, установленных в Каабе, но и самой Каабы. Предания упоминают об
одном мекканце, который проповедовал свое учение о едином невидимом боге,
прислонившись к Каабе, — по понятиям арабов, знак высшей неучтивости и презрения
к храму; впрочем, за такое из ряда вон выходящее поведение дерзкого
осквернителя святыни, в конце концов, выгнали из города.
Близкое
знакомство с Каабой могло пробудить у Мухаммеда ранний интерес к религиозным
вопросам, но не могло привить такую систему представлений, которая бы исключала
дальнейшие поиски.
В
возрасте восьми лет Мухаммед пережил крупное горе — умер его дед и опекун Абд
аль-Мутталиб, который незадолго до этого в качестве представителя Мекки
совершил важную дипломатическую поездку в Сану, столицу Йемена, для налаживания
отношений с новыми властителями Южной Аравии — ставленниками персов. Перед
смертью, приводя в порядок все свои дела, он вызвал к себе старшего сына Абу
Талиба и поручил ему, в частности, как будущему главе клана Хашим, заботиться
о Мухаммеде. Согласно преданиям, он призвал также дочерей Сафийю, Барру, Атику,
Умм Хаким, Умайму и Арву и попросил их исполнить в его присутствии те
похоронные славословия, которые они сочинили по случаю его предстоящей смерти.
Компоновка и стилистическая правка наша – СЕЛЯНЕ
Полный текст книги: http://tagbooks.narod.ru/muhammed.txt
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ НА САЙТЕ | ОТПРАВИТЬ ОТЗЫВ ПИСЬМОМ