ПЕРВОИСТОЧНИКИ: ЖИЗНЬ
МУХАММЕДА
21.07.08
Знамения о будущем посланнике Бога
На попечении дяди Абу Талиба
Абу
Талиб, новый глава многочисленных «сынов Хашима», хотя и унаследовал почетную
и, не лишенную выгоды, должность распределителя налога в пользу неимущих
паломников, никакой религиозностью, достойной быть отмеченной в преданиях, не
отличался. Он вел энергичную деловую жизнь, типичную для довольно крупного
торговца того времени, которому много времени приходится проводить в деловых
поездках и нередко самому возглавлять караваны. Клан представлял собой и нечто
похожее на акционерное общество, и «сыны Хашима» принимали иногда посильное
долевое участие в торговых операциях Абу Талиба, во всяком случае, наиболее
зажиточные.
Абу
Талибу приходилось много времени уделять и общественным обязанностям, связанным
с его положением главы клана. Эта «должность» не просто перешла к нему по
наследству — старший сын Абд аль-Мутталиба должен был зарабатывать уважение
большинства хашимитов, а для этого требовались определенные личные достоинства,
в первую очередь рассудительность, уравновешенность, доброжелательное
отношение к членам своего клана, готовность защищать их интересы и беспристрастно
участвовать в разрешении споров и тяжб, возникающих внутри клана. Наконец,
нужно было пользоваться достаточным авторитетом в глазах влиятельных
мекканцев. Пост главы клана требовал от него и достойного поведения в личной,
семейной жизни, и уважения к освященным временем обычаям курайшитов. Абу Талиб
в глазах своих соплеменников и был человеком не только состоятельным, но и
почтенным и добропорядочным.
Свои
обязанности опекуна восьмилетнего Мухаммеда, приходившегося ему племянником,
Абу Талиб выполнял вполне добросовестно. Конечно, и речи не было о том, чтобы
учить Мухаммеда читать и писать — большинство курайшитов было неграмотными,
обучение стоило дорого, и грамоте учили тех, кому она могла существенно пригодиться
в дальнейшем. Мухаммед, сирота и фактически неимущий, несомненно, не относился
к числу тех мальчиков, которых стоило обучать грамоте; это было очевидно не
только для его опекуна, но и для самого Мухаммеда — в будущем ни ему, ни его
соратникам и в голову не приходило упрекнуть Абу Талиба за то, что вверенный
его опеке племянник не получил никакого образования.
Обучение
Мухаммеда, как и большинства его сверстников, сводилось к играм и посильному
участию в занятиях взрослых. Мальчики играли преимущественно в войну, и к
таким играм взрослые относились с полным уважением, снабжая детей игрушечными
луками, копьями и мечами, так как это были не только игры, но и необходимая
для каждого мужчины военная подготовка, обучение трудному и сложному ратному
делу.
Утверждают,
что во время одной из детских игр Бог проявил свою заботу о том, чтобы будущий
пророк уже в детстве вел себя пристойно. Мухаммед и другие мальчишки строили
из камней крепость или дворец. Камни они переносили в своих джуббах — халатах
из тонкой ткани с узкими рукавами, — которые они поснимали. Так же поступил и
Мухаммед, и интересная игра шла своим чередом, как вдруг кто-то невидимый
отвесил ему весьма чувствительный шлепок и приказал: «Надень джуббу!» Мухаммед
тотчас послушался и, приведя в порядок одежду, стал таскать камни на спине, в то
время как его сверстники, нимало не смущаясь, продолжали щеголять нагишом.
Сироту учила жизнь
Участие
в занятиях взрослых позволяло Мухаммеду постепенно научиться всем тонкостям
торговли: умению обращаться с товарами, взвешивать их и измерять, упаковывать
и хранить, различать их качество и ценность по признакам, которые кажутся
незаметными или несущественными человеку несведущему. Торговые занятия
требовали также искусного обращения с животными, в основном верблюдами, от
заботливого и умелого ухода за которыми часто зависел не только успех торговых
экспедиций, но и сама жизнь купца.
Мекка
не была захолустьем. Прибытие и отправление караванов, кочевники, стекавшиеся в
священные месяцы огромными толпами, шумные ярмарки, на которых публично
состязались поэты, — все это делало жизнь в городе яркой и оживленной. Дети и
подростки не были изолированы от взрослых. Соблюдая требуемые обычаем
скромность и уважение к старшим, Мухаммед мог присутствовать и при обсуждении
важнейших общественных дел, и при спорах на религиозные и моральные темы, и при
рассказах о торговых путешествиях, о приключениях в далеких странах, о
преданиях старины и обычаях разных племен и народов.
Живя
общей жизнью со взрослыми, ребенок действительно получал полное «образование»,
становился всесторонне подготовленным к дальнейшей самостоятельности.
Лет с
девяти-десяти он считался уже достаточно взрослым, чтобы пасти скот не только в
ближайших окрестностях Мекки, но и на удаленных от города пастбищах. Там он
нередко проводил несколько дней в полном одиночестве, присматривая за
верблюдами, овцами и козами, и, по-видимому, одиночество не очень тяготило
его. Насколько это было благотворным для его духовного развития, сказать
трудно, но сам Мухаммед, который впоследствии говорил, что «все пророки в
детстве пасли стада», очевидно, усматривал какую-то связь между пастушескими
обязанностями и даром пророчества.
Если
Мухаммед и был довольно замкнутым подростком, его никак нельзя было назвать
угрюмым. Очень быстро он завоевал симпатию Абу Талиба, который, как некогда Абд
аль-Мутталиб, полюбил его, стал относиться к своему племяннику с большим
вниманием и теплотой, чем это требовалось от него просто как от опекуна и главы
всех хашимитов. Очевидно, уже в детские годы Мухаммед был наделен способностью
привлекать к себе симпатии людей, с которыми его близко сталкивала судьба,
вызывать в окружающих довольно благожелательное и уважительное к себе
отношение. Сперва это была его кормилица Халима, затем дед Абд аль-Мутталиб и,
наконец, его дядя Абу Талиб.
Несмотря
на эти счастливые свойства характера, отрочество и юность Мухаммеда не были
столь уж радостными и светлыми. Неизбежная невнимательность и равнодушие
окружающих, раннее осознание своего положения бедного родственника, которому и
в будущем не на кого надеяться, не только требовали от него сложного искусства
не уронить в таких условиях своего достоинства, но и больно ранили самолюбие,
оставляли в душе много горечи. Сам Мухаммед о своем детстве и юности говорил
впоследствии просто и предельно лаконично:
«Я был
сиротой».
Первое путешествие
В
возрасте двенадцати лет Мухаммед, если верить преданиям, совершил свое первое
длительное путешествие. Абу Талиб снарядил очередной караван для отправки в Сирию.
Мухаммед страстно мечтал о подобной поездке, но не решался просить об этом. В
самый последний момент, однако, когда Абу Талиб собирался уже сесть в седло,
мальчик не выдержал и стал так горячо упрашивать своего опекуна взять его с
собой, что Абу Талиб, наконец, сжалился и, несмотря на то, что Мухаммед был
еще мал для длительной и опасной поездки, разрешил ему сопровождать караван.
Конечно, Мухаммед ехал не пассажиром, а помощником, обязанным выполнять
посильную для своих лет работу.
Караваны
верблюдов движутся медленно, примерно со скоростью пешехода, покрывая за час
четыре-пять километров. Днем, в период невыносимого полуденного зноя,
приходилось делать на несколько часов привал, Много времени отнимало поение
животных: вокруг сравнительно редких колодцев и источников обычно нельзя было
найти ни клочка травы, и на ночь останавливались вдали от колодцев, там, где
верблюды могут не только отдохнуть, но и попастись.
По-видимому,
дорога в один конец — протяженностью почти в полторы тысячи километров — занимала
около двух месяцев, а все путешествие, с учетом остановки и Сирии, продолжалось
почти полгода.
За
время этого долгого путешествия от колодца к колодцу, от оазиса к оазису, по
долинам пересыхающих в летнее время горных потоков и речек, через территории
многих кочевых племен перед Мухаммедом медленно проплывали разнообразные
ландшафты его родины — Аравии, Какими бы ни казались чужеземцу эти выжженные
палящим солнцем каменистые степи и полупустыни с редкой и скудной
растительностью, эти мрачные горы, лишь местами покрытые кустарником, — для
арабов родные края были прекрасными. Даже в наши дни богатые аравийские шейхи,
живущие в городском комфорте, возвращаются иногда под конец своей жизни в
родные горы и степи, прекраснее которых для них, очевидно, нет ничего на
земле...
Ему предопределено великое будущее
В Южной
Сирии, куда прибыл караван Абу Талиба, как-то незаметно кончалась Аравия и
начиналась Византия, которая для арабов того времени продолжала оставаться
страной ромеев, Римом — крушение Западной Римской империи под натиском варваров
было для них несущественным, а различия между греками и собственно римлянами —
второстепенными. В соседних с ними странах все оставалось по-прежнему — в этих
районах со времен Александра Македонского преобладала греческая культура, и
перенесение столицы из Рима в Константинополь (в котором, заметим, арабы
бывали) ничего не меняло.
В
Византии к концу VI века уже прочно и окончательно победило христианство
греческого (православного) толка, и государство не терпело в своих пределах ни
язычников, ни еретиков. Исключение составляли только пограничные районы, где
военные соображения часто заставляли мириться и с теми и с другими. Южная Сирия
и была таким пограничным районом, где спокойно проживали не только
арабы-монофизиты и арабы-язычники вассального Гассанидского княжества, но и великое
множество всевозможных сектантов. Обстоятельство немаловажное, так как,
согласно преданиям, именно в эту поездку произошел первый контакт Мухаммеда с
христианством. И когда-то вопросу, с кем же встречался Мухаммед — истинными
последователями Христа или с людьми, сугубо заблуждавшимися, чудовищно извратившими
святую веру, — придавалось очень большое значение.
То,
чего не увидишь в Мекке, — это культ, обрядовая сторона христианства, величественные
храмы и торжественные богослужения, лики святых, глядящие огромными очами с
икон греческого письма, стройные церковные хоры, причудливые и роскошные
облачения высших сановников церкви и аскетизм монахов, замкнувшихся в праведной
жизни за стенами монастырей. Согласно легенде, с одним из таких монахов
встретились Абу Талиб и его спутники неподалеку от города Басры.
Здесь
Абу Талиб обычно останавливался для послеполуденного отдыха у стен монастыря,
в одной из келий которого жил монах Багира. Багира, неоднократно видевший Абу
Талиба, никогда с ним прежде не заговаривал. Поэтому Абу Талиб был очень
удивлен, когда на этот раз, как только караван сделал привал, Багира вежливо
пригласил всех в свою келью — отдохнуть и разделить с ним трапезу.
«Я приготовил
еду для вас, о люди племени Курайш, и хочу, чтобы вы пришли ко мне все, знатные
и незнатные, свободные и зависимые», — сказал Багира.
Абу
Талиб и его спутники, оставив Мухаммеда под деревом присматривать за поклажей
(они посчитали его слишком юным для такой чести), отправились в гости к монаху.
Но Багиру, собственно, интересовал только Мухаммед — из таинственных и мудрых
книг, которыми обладали христиане, он знал о скором появлении нового великого
посланника Бога и, что самое важное, знал точные его приметы. Еще когда караван
приближался к монастырю, Багира из окна своей кельи увидел, что над ним
движется небольшое облако, которое бросает тень на одного Мухаммеда. Когда
караван остановился под деревом, произошло чудо — облако тоже остановилось над
Мухаммедом, а ветви дерева сплелись над ним, чтобы тень была гуще. По этим
знамениям Багира понял, что перед ним будущий посланник Бога.
Ни на
ком из пришедших к нему курайшитов он не увидел знаков божественной избранности
и добился, чтобы позвали Мухаммеда.
Когда
трапеза закончилась, он осторожно стал расспрашивать Мухаммеда о его жизни, в
том числе о содержании его снов, и еще больше укрепился во мнении, что перед
ним будущий пророк.
Далее
Багира самым подробнейшим образом осмотрел Мухаммеда и обнаружил, что
описание, данное в таинственных книгах, полностью совпадает с внешним видом
стоящего перед ним подростка. Особенно убедительно выглядела «печать
пророчества», поставленная на Мухаммеде с самого рождения, — это было крупное,
величиной с грецкий орех, родимое пятно на спине, между лопатками. Когда же
Багира узнал, что Мухаммед сирота, что тоже было предсказано, у него не
осталось ни малейших сомнений в его божественной избранности. Он наказал Абу
Талибу скорее увезти племянника, которому предопределено великое будущее,
обратно в Мекку и тщательно оберегать его.
О
духовной жизни Мухаммеда в этот период мы не знаем фактически ничего. По его
собственным словам, он вел жизнь добропорядочную и целомудренную, и Бог
сохранял его от всех грехов и пороков идолопоклонства. Впрочем, божественное
вмешательство потребовалось всего дважды за весь период юности Мухаммеда. О
первом эпизоде Мухаммед якобы рассказывал так.
Однажды
он пас скот на холмах, окружавших Мекку, вместе с одним юношей-курайшитом, когда
у него возникло желание провести ночь в городе, подобно тому «как поступали
другие молодые люди». Юноша согласился присмотреть за его скотом, и Мухаммед
отправился в Мекку, руководимый подобным греховным желанием. «Когда я дошел до
первого дома, — рассказывал Мухаммед, — я услышал звуки тамбуринов, и мне
сказали, что здесь только что сыграли свадьбу. Я сел, чтобы понаблюдать (за
дальнейшим течением праздника, во время которого подвыпившие женщины не всегда
вели себя целомудренно), но Бог оглушил меня, и я сразу уснул, и спал, пока
меня не разбудило солнце. Я вернулся к своему товарищу и в ответ на его
вопросы рассказал, что со мной произошло».
Тем же
способом Бог пресек и вторую попытку юноши пуститься в легкомысленные
приключения, после чего, по свидетельству Мухаммеда, у него никогда больше не
возникали греховные побуждения.
Почему
легенды не приписывают Мухаммеду тех дьявольских искушений, героическая борьба
с которыми украшает жизнь многих христианских святых? Наиболее естественное
объяснение сводится, по-видимому, к тому, что особых искушений просто не было,
а Мухаммед, как человек правдивый и искренний, не собирался заниматься
приписыванием себе несуществующих подвигов. Его авторитет мог быть достаточным,
чтобы и у других пропало желание фантазировать на эти темы. Следует также иметь
в виду, что существует глубокое различие между святыми и пророками. Святые
становятся святыми, совершая разнообразные подвиги веры, и чем глубже
первоначальная пропасть греха, в которой они находились, тем больше их
заслуги, тем более достойны они уважения и почитания. Пророки же, по широко
распространенному у семитических народов представлению, чаще всего просто
избираются за какие-то присущие им от рождения достоинства Богом, который и
проявляет активную заботу о чистоте своих избранников. Святым может стать в
принципе любой человек, а пророческий дар — это свойство, от человеческой воли
не зависящее.
Компоновка и стилистическая правка наша – СЕЛЯНЕ
Полный текст книги: http://tagbooks.narod.ru/muhammed.txt
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ НА САЙТЕ | ОТПРАВИТЬ ОТЗЫВ ПИСЬМОМ