ПЕРВОИСТОЧНИКИ: ЖИЗНЬ МУХАММЕДА

03.08.08

Чтобы Бог захотел говорить с ним…

 «Священный город» на ру­беже веков

Повышенный интерес к религиозным вопросам был вообще характерен для жизни «священного города», куда со всех концов Аравии стекались паломники. На ру­беже V и VI веков этот интерес принял четкие формы богоискательства, и предания сохранили для нас имена многих мекканцев, посвятивших себя критике существующих культов и созданию новых религиозных концепций. Такой сдвиг умонастроений не был случайным — город переживал тяжелый общественный кризис.

Племенные законы продолжали действовать неукосни­тельно, но соблюдались они все более формально, дух племенной солидарности улетучивался, законы утратили абсолютный авторитет и уже не почитались священными. В жизни все больше руководствовались принципом: «Кто богат, тот и силен, кто силен, — тот и прав». Те, кто были богаты, считали, что все идет как надо, все пра­вильно и все справедливо. Они ссылались на традицион­ный фатализм арабов-кочевников — ведь и в кочевом племени одни были бедны, а другие богаты, одному повезло, а другому нет. Ничего не поделаешь — рок, судьба, да и боги, между прочим, знают, кого наделять богатством, а кого оставлять ни с чем. По этой логике, так или иначе, выходило, что богатые одновременно и самые достойные жители Мекки, которых нужно всячески уважать и которым нужно добровольно подчиняться.

Город жил торговлей, и торговля была тем «пастбищем», которым владело номинально все племя курайшитов. И это-то «пастбище» богатые семьи постепенно захватывали в свои руки, сгоняли с него более слабых соплеменников, заставляли их служить себе. Не судьба и рок не позволяли человеку подняться от бедности к богатству, занять достойное место в об­ществе, а алчные и богатые Абд Шамсы, Науфалы и Махзумы: крепко взяли они все дела в свои руки, так крепко, что, как бы ни поворачивалась фортуна, богачи останутся богачами, а бедняки бедняками.

Перемены, вызванные стремительным переходом от традиционного племенного строя к ярко выраженному классовому обществу, порождали в сердцах большин­ства мекканцев чувства уныния и отчаяния. Для лю­дей, мыслящих старыми понятиями, жизнь становилась просто непереносимой — унылой, бессмысленной, унизи­тельной и нелепой. Так или иначе, нужно было вырабо­тать такое миропонимание, которое позволяло бы челове­ку и в условиях социальной несправедливости ощущать ценность и осмысленность жизни, вернуло бы ему утра­ченное чувство радости жизни.

 

Проповедовать любовь, милосердие и веру Единому Богу

Само собой разумеется, что в VI веке нашей эры новая идеология могла быть только религиозной. Созда­нием ее и занимались богоискатели, которых арабы называли ханифами.

Мухаммед относился с большим уважением к искани­ям ханифов, в учениях которых древние арабские леген­ды и культы причудливо и произвольно переплетались с идеями единого Бога и личного бессмертия человека, близкими иудаизму и христианству. Рассудок подсказы­вал бесчисленное множество различных решений, все­возможные сочетания религиозных идей и понятий, которые казались равно справедливыми и одинаково вероятными. Очевидно, посредством одних только логи­ческих рассуждений найти истину было невозможно.

Для религиозных поисков издревле существовал дру­гой путь — путь самоуглубления, погружения во внут­ренний мир, управления своими эмоциями и мыслями. Чем больше преодолевал человек свою животную и эгоистическую природу, чем больше он приближался к миру сверхчувственному, тем быстрее этот сверхчувствен­ный мир сам приходил к нему на помощь, и постепенно или сразу, как бы вдруг, открывались все истины, всё знание.

А вместе с этим абсолютным знанием чело­век, между прочим, приобретал неописуемое могущество и власть над землей и небом, над людьми и духами, такую власть, что даже, казалось бы, непреложные зако­ны действительности, в которой он жил, начинали зави­сеть от его воли, и по его слову останавливалось солнце, двигались горы, камни превращались в золото, джинны и гули подчинялись любому его приказанию. И люди, те самые люди, которые дотоле относились к будущему избраннику с пренебрежением, которые кичились своей силой, умом и богатством, начинали благоговеть перед ним, любить его и страшиться.

Слава на земле и счастливое бессмертие на небесах — вот награда тому, кто добьется любви Бога. Так пророк Муса (Моисей) из сироты и подкидыша, из пастуха-заи­ки превратился в пророка всемогущего Бога, посрамил египетского фараона с его бесчисленным войском и стал духовным пастырем и вождем своего народа. Он протяги­вал руку — и воды Красного моря расступались перед ним, он ударял в землю посохом — и в пустыне начинал бить источник пресной воды, и люди его племени, умирав­шие от жажды и усомнившиеся в его могуществе, вновь склонялись перед ним, вновь прославляли его.

А пророку Сулайману (Соломону) Бог ниспослал невиданную на земле мудрость, рассказы о которой сохранились до сего дня. И сделал его царем над его народом, и дал ему баснословное богатство, и самых красивых женщин, и славу. Милостью Бога Сулайман понимал язык зверей и птиц, и даже джинны служили ему беспрекословно.

Ближе всех по времени из прославленных пророков жил Иса, (Иисус) посланный проповедовать любовь, милосердие и истинную веру. Как только не преследовали его люди, как только не насмехались над ним! Но Бог посрамил гонителей и насмешников, и когда нечестивцы задумали распять Ису на кресте, не позволил его мучить и казнить, а вырвал его из их рук и живым перенес на небо.

Много чудесного совершали пророки по воле богов и всегда, всегда торжествовали над своими врагами и гонителями!

 

Молился, размышлял, вслушивался в себя…

Заманчиво заслужить милость небес, стать избранни­ком богов — от одной мысли об этом дух захватывает! Сотни лет уже прошли со времени последнего пророка, и много сведущих и мудрых людей считают, что скоро появится новый посланник. И некоторые ханифы допускают, что придет новый пророк, через которого Бог снова пошлет людям точное знание истинной и неиска­женной веры — потому что, как ни стараются, не могут ханифы решить, что такое человек, зачем живет он на земле, как он должен жить, как поклоняться богам, чтобы заслужить счастье на земле и вечную жизнь на небе.

Ну не смешно ли ему, Мухаммеду, погонщику верблю­дов и пастуху, задумываться о подобных вещах? Кто он такой, чтобы боги захотели говорить с ним? Хотя, если подумать хорошенько да сопоставить кое-какие обстоя­тельства, получается не так уж смешно и нелепо...

 

Молится он часто, любит молиться, особенно по но­чам — легче сосредоточиться, целиком уйти в молитву. Проведя часть ночи в молитве — иногда для этого ходил в Каабу, — утром просыпался бодрым, совершенно вы­спавшимся, с хорошим настроением. Но на вопросы, как нужно молиться, когда, кому, какими словами, сколько раз в день, ответа не было, а стало быть, не было и уверенности, что делаешь именно то, что нужно.

Подобно ханифам соблюдал традиционные посты — три раза в год, в течение сорока, девяти и семи дней от зари до зари не принимал ни крошки пищи, ни глотка воды. Особенно трудно не пить в жару целый день — жажда мучает невыносимо, даже голова начинает кру­житься. Зато пересилишь себя — приходит награда: гордое чувство исполненного долга, чистоты. Иногда сам себе назначал пост — на три дня, на пять дней. Пробовал Мухаммед не есть ни днем, ни ночью несколько суток, как делали некоторые отшельники-насара, но почувство­вал, что богам такой пост неугоден — после него сла­бость, плохое настроение, и работать во время такого поста невозможно.

Мухаммед в эти годы отличался деятельным харак­тером, он не был мечтателем, настроение у него, как правило, было бодрое. Но иногда, правда очень редко, нападала на него вдруг, без всякого повода, глубокая тоска. Тогда, захватив с собой небольшой запас пищи и воды, уходил он в безлюдные окрестности Мекки и там проводил несколько дней в полном уединении — молился, размышлял, вслушивался в себя, часами бесцельно бро­дил по пустыне, выжженным солнцем холмам или непод­вижно сидел, погруженный в свои думы. И, в конце концов, тоска проходила, и он возвращался в Мекку — жизнерадостный, приветливый, энергичный, спокойный — такой, каким привыкли его видеть всегда.

От ханифов перенял Мухаммед и практику рели­гиозных омовений — нельзя являться перед лицом Бога, становиться на молитву грязным и нечистым — это неуважение к Всевышнему, грош цена такой мо­литве.

 

Стремление к чистоте внешней и нравственной

Идея чистоты особенно полюбилась Мухаммеду. Уже в молодости он отличался крайней опрятностью — одет чисто, сам аккуратно зашивал и штопал свой плащ. Его длинные каштановые волосы, спадавшие на плечи, были всегда аккуратно причесаны, так же как молодая волнистая бородка и густые усы. Вообще, за волосами Мухаммед ухаживал особенно тщательно, не только всег­да держал их в чистоте и порядке, но и смазывал благовониями — миррой, розовой водой, настойками благоухающих трав.

Внешняя чистота и опрятность нравились Мухаммеду не только сами по себе, стремление к чистоте носило отчетливо религиозный оттенок, распространялось им, как и другими ханифами, и на нравственность. Поставил себе цель по возможности всегда говорить правду. Избе­гал пить вино, никогда не играл в азартные игры. Не хо­дил любоваться плясками знаменитых мекканских курти­занок — греческих и персидских   рабынь и местных уроженок, великих искусниц петь и играть на лютне, белокожих, не опаленных солнцем пустыни красавиц с насурмленными бровями и выкрашенными в черный цвет деснами, никогда даже нога его не ступала на порог этих мекканских гетер.

Увлечение Мухаммеда ханифством, естественно, отда­лило его от сверстников, и друзей у него не было. Зато люди старшего поколения относились к нему с уваже­нием: молодость молодостью, но не так уж приятно видеть, как твои сыновья пьют, ночи напролет проводят за азартными играми, тратят деньги на продажных раз­вратниц. Тем более что ханифство Мухаммеда нисколько не было вызывающим, никого не оскорбляло. Он строго и с полным благоговением выполнял все религиозные обряды курайшитов — приносил положенные жертвы, с молитвами обходил вокруг Каабы, прикасаясь к Черно­му камню, совершал семикратный бег между холмами ас-Сафай и аль-Марвай, поражал камнями идолов в долине Мина. Все эти традиционные обряды совершал он публично, на глазах у всех и вместе со всеми, раз­мышления же о религии, молитвы, искания Мухаммеда никому известны не были — о них он даже ни с кем не говорил.

 

Компоновка и стилистическая правка наша – СЕЛЯНЕ

Полный текст книги: http://tagbooks.narod.ru/muhammed.txt  

 

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ   |  ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ НА САЙТЕ  |  ОТПРАВИТЬ ОТЗЫВ ПИСЬМОМ

 

 

 

Hosted by uCoz