ПЕРВОИСТОЧНИКИ: ЖИЗНЬ
МУХАММЕДА
03.08.08
Чтобы Бог захотел говорить с ним…
«Священный город» на рубеже
веков
Повышенный
интерес к религиозным вопросам был вообще характерен для жизни «священного
города», куда со всех концов Аравии стекались паломники. На рубеже V и VI
веков этот интерес принял четкие формы богоискательства, и предания сохранили
для нас имена многих мекканцев, посвятивших себя критике существующих культов и
созданию новых религиозных концепций. Такой сдвиг умонастроений не был
случайным — город переживал тяжелый общественный кризис.
Племенные
законы продолжали действовать неукоснительно, но соблюдались они все более
формально, дух племенной солидарности улетучивался, законы утратили абсолютный
авторитет и уже не почитались священными. В жизни все больше руководствовались
принципом: «Кто богат, тот и силен, кто силен, — тот и прав». Те, кто были
богаты, считали, что все идет как надо, все правильно и все справедливо. Они
ссылались на традиционный фатализм арабов-кочевников — ведь и в кочевом
племени одни были бедны, а другие богаты, одному повезло, а другому нет. Ничего
не поделаешь — рок, судьба, да и боги, между прочим, знают, кого наделять
богатством, а кого оставлять ни с чем. По этой логике, так или иначе, выходило,
что богатые одновременно и самые достойные жители Мекки, которых нужно всячески
уважать и которым нужно добровольно подчиняться.
Город
жил торговлей, и торговля была тем «пастбищем», которым владело номинально все племя
курайшитов. И это-то «пастбище» богатые семьи постепенно захватывали в свои
руки, сгоняли с него более слабых соплеменников, заставляли их служить себе. Не
судьба и рок не позволяли человеку подняться от бедности к богатству, занять
достойное место в обществе, а алчные и богатые Абд Шамсы, Науфалы и Махзумы:
крепко взяли они все дела в свои руки, так крепко, что, как бы ни
поворачивалась фортуна, богачи останутся богачами, а бедняки бедняками.
Перемены,
вызванные стремительным переходом от традиционного племенного строя к ярко
выраженному классовому обществу, порождали в сердцах большинства мекканцев
чувства уныния и отчаяния. Для людей, мыслящих старыми понятиями, жизнь
становилась просто непереносимой — унылой, бессмысленной, унизительной и нелепой.
Так или иначе, нужно было выработать такое миропонимание, которое позволяло бы
человеку и в условиях социальной несправедливости ощущать ценность и
осмысленность жизни, вернуло бы ему утраченное чувство радости жизни.
Проповедовать любовь, милосердие и веру Единому Богу
Само
собой разумеется, что в VI веке нашей эры новая идеология могла быть только
религиозной. Созданием ее и занимались богоискатели, которых арабы называли
ханифами.
Мухаммед
относился с большим уважением к исканиям ханифов, в учениях которых древние
арабские легенды и культы причудливо и произвольно переплетались с идеями
единого Бога и личного бессмертия человека, близкими иудаизму и христианству.
Рассудок подсказывал бесчисленное множество различных решений, всевозможные
сочетания религиозных идей и понятий, которые казались равно справедливыми и
одинаково вероятными. Очевидно, посредством
одних только логических рассуждений найти истину было невозможно.
Для
религиозных поисков издревле существовал другой путь — путь самоуглубления,
погружения во внутренний мир, управления своими эмоциями и мыслями. Чем больше
преодолевал человек свою животную и эгоистическую природу, чем больше он
приближался к миру сверхчувственному, тем быстрее этот сверхчувственный мир
сам приходил к нему на помощь, и постепенно или сразу, как бы вдруг,
открывались все истины, всё знание.
А
вместе с этим абсолютным знанием человек, между прочим, приобретал неописуемое
могущество и власть над землей и небом, над людьми и духами, такую власть, что
даже, казалось бы, непреложные законы действительности, в которой он жил,
начинали зависеть от его воли, и по его слову останавливалось солнце,
двигались горы, камни превращались в золото, джинны и гули подчинялись любому
его приказанию. И люди, те самые люди, которые дотоле относились к будущему
избраннику с пренебрежением, которые кичились своей силой, умом и богатством,
начинали благоговеть перед ним, любить его и страшиться.
Слава
на земле и счастливое бессмертие на небесах — вот награда тому, кто добьется любви
Бога. Так пророк Муса (Моисей) из сироты и подкидыша, из пастуха-заики
превратился в пророка всемогущего Бога, посрамил египетского фараона с его
бесчисленным войском и стал духовным пастырем и вождем своего народа. Он
протягивал руку — и воды Красного моря расступались перед ним, он ударял в
землю посохом — и в пустыне начинал бить источник пресной воды, и люди его
племени, умиравшие от жажды и усомнившиеся в его могуществе, вновь склонялись
перед ним, вновь прославляли его.
А
пророку Сулайману (Соломону) Бог ниспослал невиданную на земле мудрость,
рассказы о которой сохранились до сего дня. И сделал его царем над его народом,
и дал ему баснословное богатство, и самых красивых женщин, и славу. Милостью
Бога Сулайман понимал язык зверей и птиц, и даже джинны служили ему
беспрекословно.
Ближе
всех по времени из прославленных пророков жил Иса, (Иисус) посланный
проповедовать любовь, милосердие и истинную веру. Как только не преследовали
его люди, как только не насмехались над ним! Но Бог посрамил гонителей и
насмешников, и когда нечестивцы задумали распять Ису на кресте, не позволил его
мучить и казнить, а вырвал его из их рук и живым перенес на небо.
Много
чудесного совершали пророки по воле богов и всегда, всегда торжествовали над
своими врагами и гонителями!
Молился, размышлял, вслушивался в себя…
Заманчиво
заслужить милость небес, стать избранником богов — от одной мысли об этом дух
захватывает! Сотни лет уже прошли со времени последнего пророка, и много
сведущих и мудрых людей считают, что скоро появится новый посланник. И
некоторые ханифы допускают, что придет новый пророк, через которого Бог снова
пошлет людям точное знание истинной и неискаженной веры — потому что, как ни
стараются, не могут ханифы решить, что такое человек, зачем живет он на земле,
как он должен жить, как поклоняться богам, чтобы заслужить счастье на земле и
вечную жизнь на небе.
Ну не
смешно ли ему, Мухаммеду, погонщику верблюдов и пастуху, задумываться о
подобных вещах? Кто он такой, чтобы боги захотели говорить с ним? Хотя, если
подумать хорошенько да сопоставить кое-какие обстоятельства, получается не так
уж смешно и нелепо...
Молится
он часто, любит молиться, особенно по ночам — легче сосредоточиться, целиком
уйти в молитву. Проведя часть ночи в молитве — иногда для этого ходил в Каабу,
— утром просыпался бодрым, совершенно выспавшимся, с хорошим настроением. Но
на вопросы, как нужно молиться, когда, кому, какими словами, сколько раз в
день, ответа не было, а стало быть, не было и уверенности, что делаешь именно
то, что нужно.
Подобно
ханифам соблюдал традиционные посты — три раза в год, в течение сорока, девяти
и семи дней от зари до зари не принимал ни крошки пищи, ни глотка воды.
Особенно трудно не пить в жару целый день — жажда мучает невыносимо, даже
голова начинает кружиться. Зато пересилишь себя — приходит награда: гордое
чувство исполненного долга, чистоты. Иногда сам себе назначал пост — на три
дня, на пять дней. Пробовал Мухаммед не есть ни днем, ни ночью несколько суток,
как делали некоторые отшельники-насара, но почувствовал, что богам такой пост
неугоден — после него слабость, плохое настроение, и работать во время такого
поста невозможно.
Мухаммед
в эти годы отличался деятельным характером, он не был мечтателем, настроение у
него, как правило, было бодрое. Но иногда, правда очень редко, нападала на него
вдруг, без всякого повода, глубокая тоска. Тогда, захватив с собой небольшой
запас пищи и воды, уходил он в безлюдные окрестности Мекки и там проводил
несколько дней в полном уединении — молился, размышлял, вслушивался в себя,
часами бесцельно бродил по пустыне, выжженным солнцем холмам или неподвижно
сидел, погруженный в свои думы. И, в конце концов, тоска проходила, и он
возвращался в Мекку — жизнерадостный, приветливый, энергичный, спокойный —
такой, каким привыкли его видеть всегда.
От
ханифов перенял Мухаммед и практику религиозных омовений — нельзя являться
перед лицом Бога, становиться на молитву грязным и нечистым — это неуважение к
Всевышнему, грош цена такой молитве.
Стремление к чистоте внешней и нравственной
Идея
чистоты особенно полюбилась Мухаммеду. Уже в молодости он отличался крайней
опрятностью — одет чисто, сам аккуратно зашивал и штопал свой плащ. Его длинные
каштановые волосы, спадавшие на плечи, были всегда аккуратно причесаны, так же
как молодая волнистая бородка и густые усы. Вообще, за волосами Мухаммед
ухаживал особенно тщательно, не только всегда держал их в чистоте и порядке,
но и смазывал благовониями — миррой, розовой водой, настойками благоухающих
трав.
Внешняя
чистота и опрятность нравились Мухаммеду не только сами по себе, стремление к
чистоте носило отчетливо религиозный оттенок, распространялось им, как и
другими ханифами, и на нравственность. Поставил себе цель по возможности всегда
говорить правду. Избегал пить вино, никогда не играл в азартные игры. Не ходил
любоваться плясками знаменитых мекканских куртизанок — греческих и
персидских рабынь и местных уроженок,
великих искусниц петь и играть на лютне, белокожих, не опаленных солнцем
пустыни красавиц с насурмленными бровями и выкрашенными в черный цвет деснами,
никогда даже нога его не ступала на порог этих мекканских гетер.
Увлечение
Мухаммеда ханифством, естественно, отдалило его от сверстников, и друзей у
него не было. Зато люди старшего поколения относились к нему с уважением:
молодость молодостью, но не так уж приятно видеть, как твои сыновья пьют, ночи
напролет проводят за азартными играми, тратят деньги на продажных развратниц.
Тем более что ханифство Мухаммеда нисколько не было вызывающим, никого не
оскорбляло. Он строго и с полным благоговением выполнял все религиозные обряды
курайшитов — приносил положенные жертвы, с молитвами обходил вокруг Каабы,
прикасаясь к Черному камню, совершал семикратный бег между холмами ас-Сафай и
аль-Марвай, поражал камнями идолов в долине Мина. Все эти традиционные обряды
совершал он публично, на глазах у всех и вместе со всеми, размышления же о
религии, молитвы, искания Мухаммеда никому известны не были — о них он даже ни
с кем не говорил.
Компоновка и стилистическая правка наша – СЕЛЯНЕ
Полный текст книги: http://tagbooks.narod.ru/muhammed.txt
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ НА САЙТЕ | ОТПРАВИТЬ ОТЗЫВ ПИСЬМОМ