ПОНИМАНИЕ ЖИЗНИ: МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

20.05.08

Показатели есть, а где цели местного самоуправления?

Отзыв на указ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». В Администрацию Президента России

Указ, как мы понимаем, призван  укрепить вертикаль власти в стране и повысить качество управления общественными делами на местах: в районах и сёлах. В отзыве приводится наше понимание содержания Указа с учётом положения дел в сельских районах сибирского региона, т.е. даём обратную связь.

Для того чтобы оценить  эффективность местного самоуправления, нужно знать цели управления местных органов и соответствующие целевые показатели, т.е. знать то, что есть сейчас и то, чего следует достичь в будущем к определённому сроку. В указе же даются показатели, но не говорится о целях управления и не указывается их приоритетность.  Обычно  составляется список целей, в котором самая главная цель на первом месте, а наименее значимая – на последнем.

 

 Чтобы было понятно, о чём идёт речь, приведём пример:

«Население России за пять лет уменьшилось на 3,2 миллиона до 142 миллионов человек// NEWSru.com // В России // 19 октября 2007 г. (это то, что есть сейчас)

 "Численность населения России к 2050 году, "как ожидается, снизится на 32 млн. человек". С такой оценкой выступил в среду директор ЦРУ Майкл Хейден, отметив, что Россия из-за плохой демографической ситуации "потеряет в следующие четыре десятилетия почти четверть от нынешнего 141 млн. своего населения", пишет The Washington Times.

(это то, чего хочет ЦРУ в России, - их цель)

Между тем в Минэкономразвития рассчитывают, что с 2014-2016 годов начнется рост населения России: к 2020 году население России сможет достичь 141 млн. человек, а к 2030 году - 142-144 млн. человек, что будет соответствовать нынешней численности населения России». http://www.newsru.com/russia/01may2008/naselenie.html 

«Четырехкратное повышение производительности труда - "необходимость для России", заявил спикер Госдумы РФ, председатель Высшего совета "Единой России" Борис Грызлов журналистам накануне Праздника Весны и Труда.

При нынешних скоростях развития технологий "уже невозможно без дополнительной подготовки пользоваться полученным образованием всю свою жизнь", заметил Грызлов. "Нужна система постоянной переподготовки и переквалификации, изменения подходов к взаимодействию предприятий, вузов, систем среднего профессионально-технического образования", - заключил спикер Госдумы». http://www.newsru.com/russia/30apr2008/trudites.html

(это то, чего хочет  правительство России, - его цели, и они отличаются от целей ЦРУ, однако, нет в перечне озвученных целей такой, как преодоление всеобщей управленческой неграмотности населения).

 В приведённом примере, мы бы выставили наши цели следующим образом (при этом, учитывая, что ЦРУ будет достигать свои цели):

 №1, рост численности населения – самая значимая цель,

 №2, система постоянной переподготовки и переквалификации, в первую очередь управленческой,

 №3, четырехкратное повышение производительности труда.

Из списка понятно как действовать, на что направлять внимание и ресурсы в первую очередь. Если поменять местами цели, то действия по их достижению будут уже другими.

 

Для достижения целей Правительством нужно, чтобы им соответствовали цели органов местного самоуправления. А как происходит на практике? На местах не знают и не понимают того, чего хочет Правительство. Мы понимаем, что Указ как раз и направлен на то, чтобы данное несоответствие устранить с помощью введения системы показателей. Показатели в указе есть, но не обозначено, каким целям они соответствуют.

Мы проанализировали текст Указа, справки к нему и целевые показатели, и на их основе сформулировали некоторые цели, которые относятся к сельским районам.

 

Справка к Указу

1) основное внимание уделено показателям, которые

·   в основном зависят от деятельности местных властей

·   и характеризуют качество жизни населения,

·   степень внедрения новых методов и принципов управления.

Зависит от властей решение тех вопросов, которые они понимают и способны их решать и, главное, хотят их  решить. Далее может идти речь, есть у них для этого средства – материальные, денежные, информационные и человеческие ресурсы. Ключевым условием достижения целей местных властей является желание большинства жителей поддерживать их достижение.

Говорить же о внедрения новых методов и принципов управления в текущий момент времени не приходится – необходимо ликвидировать всеобщую управленческую неграмотность и руководителей и жителей сельских районов.

 

2) обязательное опубликование докладов в сети Интернет. Это существенно расширяет информационную открытость местных властей, даёт возможность каждому жителю муниципалитета

·   оценить эффективность работы избранной им власти

·   и сравнить её с результатами работы в других муниципалитетах.

В сельских районах много ли найдётся пользователей Интернет? Мало, единицы. А районную газету читают многие.

И потом, для оценки нужен эталон сравнения, иначе окажется, что сравнивается одна ошибка с другой. Например, артериальное давление человека 80\120 – норма, а когда сравнивают 100\200 и 95\220, не зная о норме, то какой вывод можно сделать?

 

3) Анализ эффективности деятельности муниципалитетов позволяет

·   выявлять сферы, требующие приоритетного внимания региональных и местных властей,

·   а также формировать комплекс мероприятий по улучшению результативности деятельности органов местного самоуправления.

Сферы, требующие приоритетного внимания необходимо выявить до начала планового периода совместно властям и жителям, и они должны быть связаны с целями России, каждый район, каждое село должны понимать и видеть свой вклад в достижение общенародных целей!

 

4) Правительству Российской Федерации поручено разработать и утвердить

·   перечень дополнительных показателей,

·   форму доклада и

·   необходимые методические материалы.

При этом будет правильно, если Правительство согласует, сверит свои цели с целями местной власти и по содержанию, и по приоритетности в перечне целей управления, чтобы их совместные усилия были устремлены к благу всего общества. Пока на практике получается так, что районные власти придумывают себе планы до 2019 года, не понимая, что это такое и как их выполнять, а Правительство разрабатывает свои планы.

Опять упираемся во всеобщую управленческую неграмотность, ну, не знают местные руководители, что такое управление, сами признаются, что управлять не умеют, а умеют командовать.

 

5) Органам исполнительной власти рекомендовано

·   выделять гранты городским округам и муниципальным районам за достижение наилучших значений показателей,

·   а также предоставлено право, исходя из местных особенностей и условий, установить показатели, касающиеся вопросов благоустройства территории, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, освещения улиц.

Грант (англ. дар, субсидия, стипендия), целевые средства, предоставленные организациям и отдельным людям в денежной и натуральной формах на проведение работ, обучения и т.п.

Поощрять тех, кто достиг наилучших значений целевых показателей нужно, но лучше, когда сами показатели будут воодушевлять людей на их достижение.

Например, цель – к 2020 г. более 50% жителей района (села) проживает в благополучных семьях. Сейчас  количество благополучных семей в селе – единицы.

 

Указ

2. Правительству Российской Федерации:

а) разработать и утвердить до 1 сентября 2008 г.:

- перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления…;

- типовую форму доклада глав местных администраций…;

- методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления…;

- методические рекомендации о порядке выделения за счёт бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления…;

Из  текста указа понятно, как он будет введён, и осуществляться на практике. Но если это управленческое решение, то по каким показателям будет оцениваться эффективность самого Указа?

 Предположим, что значения всех показателей будут удовлетворительными все 12 лет кряду, а в жизни будет достигаться цель ЦРУ, а не правительства России? Кто за это ответит?

Мы полагаем, что нужны показатели оценки результатов введения данного указа в перечне других показателей деятельности Правительства до 2020 г.

 

Перечень показателей эффективности деятельности

 органов местного самоуправления

городских округов и муниципальных районов

(в данной публикации из общего списка оставлены показатели

 только для сельского района – прим. наше)

1. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района).

Целью может стать повышение доли рабочих мест на высокопроизводительных производствах и предприятиях, оказывающих качественные услуги к общему числу рабочих мест в районе.

 Например, если на 15 000 трудоспособных жителей района, созданы только 4500 (30% от трудоспособных) рабочих мест на действующих предприятиях, из которых 90 (2% от рабочих мест и 0,6% от трудоспособных) признаются современными и высокопроизводительными, то можно сделать выводы, что положение дел в районе с занятостью плохое.

Если же задать ориентиры для района по годам для достижения им четырёхкратного повышения производительности труда к 2020, тогда понятно будет что делать, к чему стремиться.

 

2. Доля населения, охваченного профилактическими осмотрами.

Этот показатель предлагаем объединить с 29.

 

3. Число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет:

на дому – всего, в том числе от инфаркта миокарда, от инсульта; в первые сутки в стационаре – всего, в том числе от инфаркта миокарда, от инсульта.

Число случаев смерти детей до 18 лет:

на дому;

в первые сутки в стационаре.

Без пояснения мы не смогли понять назначение этого показателя и цель, которую хотят достигнуть разработчики. Какие управленческие решения можно принять на основе этого показателя? Вот если выяснять причины смерти по определённому перечню, а не только от инфаркта и инсульта, то далее можно разрабатывать мероприятия по устранению этих причин.

 

5. Доля детей в возрасте от трёх до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в общей численности детей от трёх до семи лет.

Если к этому показателю добавить качество услуг, то понятна цель: повышение качества воспитания детей.

 

7. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене.

Если мы не согласны с ЕГЭ по существу, т.к. он не повышает качества образования и не позволит достигнуть целей страны, то отслеживать нам его без надобности. Он сам отомрёт как заблуждение.

 

12. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района).

Хороший и понятный показатель.

 

14. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, – всего, в том числе введённая в действие за год. Число жилых квартир в расчёте на 1000 человек населения – всего, в том числе введённых в действие за год.

Если вывести средний показатель для домов площадью в 20-25 кв. м. (таких не мало) и особняков в 300-400 кв. м., то в среднем на одного жителя будет нормальный показатель. А если ввести показатель обеспеченности семей жилплощадью по нормативам, то картина будет другой, менее привлекательной.

 

20. Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в том числе:

непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

управление муниципальным или государственным учреждением или предприятием;

управление управляющей организацией другой организационно-правовой формы;

управление хозяйственным обществом с долей участия в уставном капитале субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) не более 25 процентов.

23. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлён государственный кадастровый учёт.

Нам эти показатели понятны.

 

27. Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных и автономных) в городском округе (муниципальном районе).

Не понятно о чём идёт речь, поэтому не понятен и показатель. Нужны пояснения разработчиков Указа.

 

28. Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, переведённых:

на нормативное подушевое финансирование;

на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.

Нам показатель понятен, но не ясна цель,  которую хотят осуществить разработчики Указа.

 

29. Доля муниципальных медицинских учреждений: применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи;

переведённых на оплату медицинской помощи по результатам деятельности;

переведённых на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат;

переведённых преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования.

Для начала надо разобраться, о чём идёт речь в этом показателе. Если он нужен для сравнения положения дел в медицинских учреждениях нескольких районов, это одно. Но прежде хочется понять, какие цели будут достигнуты с помощь этих нововведений? 

По  данным обследования работников социальной сферы в селе, их более 700 человек, у 90% из них 3 и более заболеваний, в том числе хронических. И это люди знающие, что такое здоровье и болезнь. Что же говорить о неграмотном в медицинских вопросах населении?

Например, выставить цели: более 50% здоровых жителей села и 100% здоровых медицинских работников к 2020 г (если медработник хронический больной и живёт на лекарствах, то что будет с его пациентами и можно ли назвать его грамотным специалистом в вопросах здоровья?).

 

В заключение. Мы признательны разработчикам за своевременность Указа и Президенту за последовательность в проведении своей политики. Замысел нам понятен и воспринимается в целом положительно. Наши замечания и предложения к нему направлены на повышение его точности и эффективности. Мы можем в чём-то ошибаться, Бог нам простит. Радует то, что государство наше крепнет и всё больше жителей с заботой относятся к делам в стране.

2008 – год семьи, было бы хорошо предусмотреть такой показатель:

доля населения района (села), проживающая в благополучных семьях. И цель – более 50% жителей проживает в благополучных семьях к 2020 г.

 В селе все семьи живут на виду, и вывести этот показатель будет просто, а в моральном плане осознание людьми своего благополучия, в чём оно заключается, очень значимо. Определить признаки благополучной  семьи – дело ответственное, требующее от разработчиков мудрости и дальновидности.

 

Руководитель консультативно-аналитической группы при главе администрации

муниципального образования «Мамонтовский сельсовет»

(на общественных началах),

 Александр Васильевич Барзенков

prof.upravlenie@mail.ru

14.05.08

 

СТАТЬЯ РАЗМЕЩЕНА В ИНТЕРНЕТЕ

·                30.06.08 в Блогах «Мой Мир» - ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ В БЛОГЕ

·                17.05.08 отправлена в обратную связь сайта Открытый Университет Жизнеречения

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ   |  ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ НА САЙТЕ  |  ОТПРАВИТЬ ОТЗЫВ ПИСЬМОМ

 

 

 

Hosted by uCoz