ПРЕОБРАЖЕНИЕ СЕЛА: ЧЕМ ЖИВЕТ СЕЛО

14.05.08

Чем дальше от города, тем ближе к Богу

(Поездка по югу Красноярского края)

Во второй половине марта этого года мы по своим делам объехали пять из семи районов юга Красноярского края. В поездке у нас была возможность  беседовать с местными жителями о жизни, о людях, о работе. Наши поездки по Алтайскому краю и Новосибирской области позволяют нам сравнить положение дел в хозяйствах, в управлении сёлами и районами, в семейной жизни селян. Природно-климатические условия ведения сельского хозяйства и уклад жизни людей примерно одинаковы, но очевидны были и отличия в жизни селян этих регионов.

Первое, что бросается в глаза, когда едешь по дорогам Минусинского, Шушенского, Ермаковского, Каратузского, Курагинского районов – это заросшие травой и молодыми деревьями поля, разрушенные коровники, свинарники, птичники и т.п. Пашня виднелась только вокруг тех немногих сёл, в которых действуют коллективные хозяйства или фермеры. Второе – брошенные или сгоревшие дома в сёлах, заросшие огороды, грязь и свалки на улицах и окраинах сёл. Третье – тарелки спутникового телевидения, строящиеся вышки сотовой связи, японский мини-трактор и другие технические достижения Запада и Востока. Четвёртое – выгоревшие леса и поджигатели участка ленточного бора под Минусинском, которые в двух километрах от дороги среди бела дня с четырёх сторон подпалили участок леса, а чтобы не подъехали нежданные защитники или пожарные, они подожгли траву от леса в сторону дороги. Пятое – это люди, и те, которые творили и продолжают творить беды, и те, которые преодолевают беду – очередную в истории народов Руси.

Случались они с Россией многократно за 1000 лет со времени крещения Руси. Народ преодолевал лихо, а в русском языке сохранялась память о тех лихих годах. «Незваный гость хуже татарина» – о татаро-монгольском нашествии, «Вот тебе матушка и Юрьев день» – установление крепостного права при Борисе Годунове, «Шаромыжник» - шатун и плут, обирала (от французского «шер ами» - милый друг), так обращались бывшие наполоновские вояки к крестьянкам, побираясь по дворам в 1812 году. И таких примеров каждый сможет вспомнить множество при желании.

Лихие годы на Руси в двадцатом столетии – это изменение государственности в начале и конце века и война:

·   Российская Империя преобразовалась с 1917 до 1922 в Союз Советских Социалистических Республик – СССР, управление делами общества перешло от церкви с её идеалистическим атеизмом, царской семьи и дворянства к трудящимся, которые взяли с Запада идеологию марксизма-мраксизма и материалистический атеизм, то есть пытались управлять делами обшества на свой страх и риск, минуя Бога,

·   Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Если бы СССР развивался теми же темпами, что в 30-е годы весь 20-й век без войны, то не США, а наша Родина была бы супердержавой №1 в мире, при условии, что вместо марксизма была бы разработана теория познания истины в жизни с верой Богу, преодолено безбожие,

·   СССР преобразовался в СНГ в 1991 (19.08 создание ГКЧП – Государственного комитета по чрезвычайному положению, а 21.12 подписание в Алма-Ате Декларации об образовании СНГ – Содружества Независимых Государств). В результате в странах СНГ воцарилась над большинством людей идеология буржуазного либерализма – вседозволенности, кабала ссудного процента, власть водки, пива и табака, но не над всеми. Перед каждым встали вопросы ребром о смысле жизни и о замысле жизни в обществе:

- либо простому народу ишачить на «господ» под сладкие сказки, которые льются из телевизоров, радио и со страниц газет, посасывая отраву - пиво и сигатеты,

- либо постепенно преодолевать чужевластие и разруху на Родине, самостоятельно осваивая теорию познания истины в жизни с верой Богу, чтобы  жить долго и счастливо самим и будущим поколениям. Теория познания есть, её разработали и развивают простые русские люди, а не учёные и она доступна всем, были бы желание и воля её освоить (http://www.dotu.ru,  http://www.vodaspb.ru)

          Вернёмся к описанию наших наблюдений за жизнью в сибирских городах и сёлах. Начнём с Новосибирска. Жизнь в нём дорогая: нужно либо работать, либо воровать или выпрашивать, либо быть на иждивении. Для 1,5 миллионов город производит мало, больше перемалывает продуктов и товаров – дух потреблятства чувствуется во всём. На расстоянии 100 км вокруг него дачи и загородные дома горожан, там люди спасаются на время от городских стрессов. В городе не поговоришь с людьми о жизни, там круговерть привычных дел и выживание вместо жизни, «там жизнь идёт сама собой как ступа с бабою Ягой». Большая часть из 30 районов области – по существу «пригород» Новосибирска, который снабжает город рабочей силой, продуктами питания, лесом и прочим необходимым для выживания города. Поэтому у многих селян вокруг Новосибирска есть определённый достаток в доме, но в чём они видят смысл своей жизни?

В Алтайском крае половина населения живёт в сёлах, в Барнауле - краевом центре - 600 тысяч человек, его влияние на село поменьше. В степных районах поля вспаханы, вовремя убраны, хозяйства и фермеры собирают пшеницы по 25-30 центнеров с га, а показывают в отчётах по 17, поэтому «джипы» и прочую роскошь предпринимателям есть на что купить. Остальные живут бедновато, но сыты, обуты, одеты не хуже городских, и учёбу детей в городе оплачивают, а живут - каждый сам по себе. Неблагополучность на селе заметна по росту правонарушений подростков, их безнравственности, нежеланию трудиться и по числу самоубийств мужчин среднего возраста. Только в далёком селе найдутся люди, с которыми можно обстоятельно поговорить о жизни. В 62-х районах края жизнь течёт уныло и однообразно, молодёжь по окончании школы устремляется или в город, или в армию – грустная картина. Хотя губернатор, надо отдать ему  должное, за 2,5 года у власти постепенно выправляет экономику в районах. Но не видно в его глазах задора на встречах с земляками. Видит ли он что впереди?

Юг Красноярского края в сравнении с Алтаем выглядит запущеным, брошеным на произвол судьбы и город Минусинск, неофициальная столица юга края, и ближайшие к нему сельские районы.

Город какой-то неухоженый и видно, что он медленно увядает, хотя географически занимает очень выгодное положение: федеральная автотрасса на Кызыл, железная дорога. Но неформальные нити управления жизнью оказываются в соседнем Абакане, столице Хакассии. Минусинцы - приветливые люди, если разговаривать с каждым по отдельности, но как только появляется рядом второй, замыкаются и нить разговора обрывается. Как признался один наблюдательный минусинец, «все мы здесь «кулаки», нам бы, чтобы дома всё хорошо, а остальное нас не касается», то есть живут по принципу «моя хата с краю, ничего не знаю». При этом в городе сплошь и рядом магазины, заправки, аптеки, народ достаточно хорошо одет, а радости в глазах не видно. Да и с чего ей взяться, если многие мужчины уезжают за тридевять земель на вахту, на заработки, а родной город им становятся чужими: он им нужен только чтобы вернуться к семье на короткое время – так обрывается духовная связь с малой Родиной.

В сёлах настроение у людей несколько лучше, но сами по себе они тоже запущены. Большинство жителей – старики, а молодёжь, как и везде, из сёл уезжает в город, работать негде, каждый выживает как может: подсобным хозяйством, сбором ягод и грибов, пенсией, пособием по безработице. Но настрой у людей другой нежели в городе, без уныния и страха живут многие, что свойственно людям, верующим Богу. И «джипов» не видно по сёлам, как на Алтае, и завистливых речей не слышно, и поговорить о смысле жизни с людьми здесь можно запросто. И главы многих сельских администраций, при разговоре с ними, оптимизма не теряют, видно – делают они всё, что в их силах. Помощи, однако, им маловато и это несмотря на заявленные государством программы поддержки села.

В общем, село на юге края живёт значительно хуже, чем на Алтае и в Новосибирской области, и местным селянам  пора задуматься над причинами такого положения. И хорошо, что в этой ситуации сохраняется боевой настрой у людей, задор, значит остался в них потенциал для преодоления бед, было бы соответствующее качество управления жизнью. А вот позаботиться о том, чтобы во властных структурах сёл и районов появились подходящие руководители, дело самих жителей.

СЕЛЯНЕ

08-16.04.2008

 

 

СТАТЬЯ РАЗМЕЩЕНА В ИНТЕРНЕТЕ

·                14.05.08 отправлена в обратную связь сайта Открытый Университет Жизнеречения

·                16.05.08 Тема в Блогах «Мой Мир»

 

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ   |  ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ НА САЙТЕ  |  ОТПРАВИТЬ ОТЗЫВ ПИСЬМОМ

 

 

Hosted by uCoz