ПРЕОБРАЖЕНИЕ СЕЛА: ЧЕМ ЖИВЕТ СЕЛО

26.05.08

Чем и как живёт село?
Volentum ukunt fata, nolentem trahunt (Желающего судьба ведёт, нежелающего тащит).
Из древних стоиков.

В предидущих публикациях мы поговорили о многом, начиная со свиноводства и овцеводства и заканчивая проблемами возрождения или преображения села, так что самое время поговорить о том, как автор оказался в селе и что же он там увидел. Излагать увиденное будем в определённом порядке, почти в хронологической последовательности, но это наша точка зрения на увиденное и наши выводы от увиденного на чём и ограничимся, в надежде на то, что заинтересованный и думающий читатель сам поймёт, что к чему и сам сделает соответствующие выводы. Если кому-то из читающих покажется, что так не может быть, потому, что так не может быть никогда, заметим, что всё изложенное – правда – результат наблюдений, пусть горькая, но правда, основанная на реальных событиях, а не результат художественного вымысла.

Домик в селе мы приобрели зимой в 2003 году, но сам автор попал в него первый раз значительно раньше, в три часа ночи в декабре 1991 года, когда ещё «перестройка» не набрала такие обороты и село только начинало разрушаться, сохраняя инерцию ещё со Сталинских времён и по этой причине его улицы тогда были достаточно хорошо освещены и неповторимый колорит старых сибирских сёл, можно сказать, дух старинного сибирского села, запомнился и поэтому ничего удивительного нет в том, что зимой в 2003 году судьба привела автора именно в это село.

Первое, что поразило по прибытию на новое место жительства – это непроглядная темень на улицах села, так как лампочки горели около магазина и школы, и занесённые снегом по самые заборы сельские переулки. На домике, который мы приобрели, прежний хозяин самочинно включал ночью свет, что стали делать и мы, и лампочка, подобно маяку, служила ориентиром припозднившимся селянам, которые повторить наш опыт освещения улицы сами упорно не желали. Разумеется, с подобным положением мы мириться не стали и к осени улица была освещена, как и остальные улицы села, за наш счёт и благодаря помощи сельского электрика. Надо отдать должное сельской администрации: в настоящее время, буквально на днях, меры по освещению улиц приняли, а наша часть улицы, Загибаловка, превратилась в сельский Бродвей, так как к развешенным нами фонарям по неизвестным для нас причинам, добавили ещё несколько более мощных, на всякий случай, видимо.

Второе, что уже не поразило, а привело в шок, это постоянные перебои с водоснабжением. В селе три скважины, но проблемы с водой почти ежедневно, а в летний период тем более. В первый день Победы в селе, когда губернатор и председатель заксобрания распинались в поздравлениях ветеранов с Праздником, эти самые ветераны с вёдрами шли к реке за водичкой и что представляет собой река весной объяснять не надо, а автор со товарищи и двумя сельскими энтузиастами занимался откачкой воды из водопроводных колодцев, чтобы устранить неисправности и восстановить водоснабжение. Так прошёл праздник, неисправности не устранили по причине запущенности водопровода, а губернатору и председателю заксобрания, как и прочим говорунам, как не верили, так верить и не стали. И мимо такого положения дел мы пройти не могли, а так как местные власти мер не принимали, и воды не было больше двадцати дней, написали письмо на имя Президента и довольно быстро получили ответ, после чего районная администрация обратилась в наш адрес с просьбой помочь в получении 781 тысячи рублей на восстановление водопровода, в надежде, что тут мы споткнёмся. Мы и этот вопрос решили достаточно оперативно, но для открытия финансирования необходимо было подтвердить, что сети находятся в муниципальной собственности. А так как они находились в собственности местного СПК, районная администрация от решения этого вопроса уклонилась, подставив нас и не получив в свою очередь денег. Соответствующие выводы мы сделали, но, тем не менее, сделала со всей очевидностью и администрация и проблема водоснабжения к настоящему времени решена: перебоев в её работе нет. Однако, по наблюдениям автора, установившего водосчётчик, нормы потребления воды для сельчан, завышены раза в два, а во сколько раз завышены расценки говорить не приходиться, так как достоверной информации нет, но по подсчётам автора завышение имеет местно тоже раза в два.
Третье, что потребовало решения, это проблема энергообеспечения селян, так как напряжение в сети никаким нормам не соответствовало и после письма на имя всеми любимого А.Чубайса, на которое он из барского высокомерия не счёл нужным ответить, проблема была всё же решена, мы нашли способ её решить, и, надо отдать должное, к работе энергопоставляющей организации претензий сейчас нет, да и работает она достаточно чётко и слаженно.

Были проблемы с телефонизацией, но к настоящему времени они решены, кроме того, вот – вот появится устойчивая сотовая связь, соответственно решается и проблема доступа к интернету; были проблемы с ТВ вещанием, но сейчас сельчане обзавелись спутниковым ТВ и имеют возможность смотреть 50-70 каналов, в том числе и зарубежных; почтовое отделение и медпункт функционируют – вот те проблемы, которые на наш взгляд были тогда первоочередными.

Что же из себя представляет современный сельчанин? Суждение, может быть и субъективное, но вот оно: идёт по селу некая личность 30-40 лет отроду, походка вихляющая и неровная, так как к этому возрасту, из-за употребления всевозможных спиртосодержащих суррогатов и табакокурения, координация движений нарушена, взгляд, как правило, отсутствующий и отрешённый, устремлённый в даль, видимую лишь идущему индивиду. Плюс к сказанному полностью утраченные чувство и ориентация во времени: один такой гражданин предложил принести оглобли для телеги и принёс, месяцев через шесть, а когда мы отказались, возмутился, так как, по его мнению, договорились об этом вчера. Чем может быть озабочен указанный гражданин, какая от него отдача на работе и как он живёт и, самое главное, что может натворить, надеемся, объяснять не надо. Оправдывается такое положение дел, как правило, отсутствием работы или мизерной зарплатой, но автор никогда не согласиться с тем, что на собственном подворье работы может не быть и почему мизерную зарплату надо обязательно тут же пропить и прокурить. Так и живут, перебиваясь с бодяги на папиросу, приворовывая, собирая металлолом, растят картофель и собирают дикоросы на продажу и т.д. В селе уже давно появились местные личности специализирующиеся на скупке мяса, картофеля и даже металлолома, для последующих их сдачи на приёмных пунктах в городе с целью «навара», правда, и им достаётся только «накипь». Разумеется, не все такие, есть и те, кто работает, приобретает машины, трактора, компьютеры, но вот что-то не заметно, чтобы так же с охотой тянулись к новым знаниям, книгам, самообразованию или осмыслению жизни, а если и наступают какие-то изменения в их жизни, то не по их воле, а под давлением обстоятельств.

Ещё сценка из сельской жизни: идёт девочка, не далее как вчера прекратившая писать в собственные штанишки и катит перед собой коляску с ребёнком и всё бы ничего, это можно как-то понять, но с сигаретой во зубе и, зачастую, банкой или бутылкой пива в коляске... Рядом шествует бабушка с остекленевшим взглядом, по какой причине ни сигареты, ни пива в упор не видит, а что и кто вырастет из ребёнка ни мама, ни бабушка и не задумываются, а папа с дедушкой, при наличии таковых, в это время обычно на лавочке под пивко и сигарету день деньской разсуждают о проблемах большой политики и больших заработков. На замечания или советы не реагируют, полагая себя, любимых, семи пядей во лбу, а зачастую и обижаются на то, что им мешают жить так, как хочется. Кто и что вырастет из дитяти можно и сейчас сказать, но вот государство наше, с демографической программой, похоже опять вляпалось в новую проблему, так как со всей очевидностью при таком положении дел вырастет гражданин по принципу «жена, квартира, да счёт текущий - вот это отечество, райские кущи» и «сыт, пьян и нос в табаке» - в лучшем случае, в худшем – куда хочу, туда и ворочу по принципу «отлезь, гнида!» и не мешай («Собачье сердце»). Плюс к сказанному твёрдо усвоенный принцип – где бы не работать, лишь бы не работать и комплекс болезней с детского, и даже ранее, возраста и лет через шестнадцать – восемнадцать государство и столкнётся с последствиями своей нынешней демографической политики, когда поколение оглоедов, выросшее под бодренькое бормотание говорунов-чиновников, не обременённое нравственными принципами примется догладывать планету и самих их взрастивших. Поэтому пишущий эти строки ни говорунам, ни проекту не верит и полагает, что прежде чем начать решать проблемы демографии надо решить проблемы воспитания качественно иного гражданина, огласить, какого человека хотим мы вырастить, какие требования к нему будет предъявлять изменяющаяся реальность, какие цели будут у него самого и у государства, в котором ему придётся жить, т.е. поднять проблемы нравственности и обозначить ориентиры построения будущей государственности, а так как этого не сделано, то и результат будет соответствующий.

А в подтверждение сказанному ещё одна сценка из реальной сельской жизни: граждане, прослышав про материнский капитал, тут же озаботились проблемами его получения, то есть воспроизводством себе подобных для получения вожделенных денежных знаков и заранее задумались над проблемой перевода «материнского капитала» в наличность, проявляя при этом недюжинные способности. Мама, в период беременности, пребывающая перманентно в состоянии пьянки до зелёных соплей или поросячьего визга, это кому что больше по нраву; папа, с того момента, как перестал ходить пешком под стол, пребывающий в состоянии постоянного опьянения, прерываемого необходимостью появления на работе для зарабатывания некоторого количества купюр на жизнь. Мама - в роддоме, счастливый папа пьёт с собутыльниками три дня, дома – кровати с голыми сетками и разваленная печь. Маму привозят домой и гуляют на полученные деньги все вместе недели три, а ребёнка пытаются подсунуть бабушке, которая и сама с радостью примет на грудь. Но не все же такие, есть и те, кто сам старается жить правильно и растить таких же детей и здесь возникает очень интересный вопрос: те, кто выросли здоровыми и ответственными обязаны работать на лечение олигофренов и дебилов, которых произвели на свет полупьяные родители благодаря нацпроекту? Или как? И кому выгодно и к чему приведёт такое состояние дел?
Понимают ли это разработчики программы? Если не понимают, то почему они допущены к разработке, если понимают, но делают, то они вредители, целенаправленно работающие на будущие беды России. И ответ на эти вопросы есть: те, кто понимает больше разработчиков подобных программ и проектов, используют их в своих целях. Поэтому, ещё раз по нашему мнению, прежде чем говорить о демографической политике, надо в первую очередь говорить о том, какого человека мы хотим воспитать для будущего и говорить так, чтобы это было единообразно понимаемо всеми без исключения. Но раз этого нет, то плоды безответственности придётся пожать уже в ближайшем будущем.

Как же сейчас селянин относится к работе и к результатам своего труда? Кое-где ещё сохранились ответственные граждане и порученное дело стараются выполнять добросовестно, но их всё меньше. Да и как же им быть иначе при колоссальной разнице зарплат руководителей и работников; если инфляция съедает все накопления граждан, а государство последнюю всё время программирует, прогнозируя её рост на 10-12% в год, вместо того, чтобы запрограммировать её отсутствие. Но ушлый сельчанин давно уже посчитал, что это сказочки про серого бычка и знает, что инфляция гораздо выше официальной, какой уж тут созидательный и самоотверженный труд, если заработок обесценивается быстрей, чем зарабатывается. Кроме того, граждане и даже дети давно заметили и обсчитали, что очередное повышение зарплат и пенсий в конечном итоге оборачивается упреждающим ростом цен, в связи с чем пришли к выводу, что лучше снижать цены, а не повышать зарплату, тем более, что такой опыт в период руководства государством И.В.Сталиным был и о нём помнят. Так же понимают сельчане, что все призывы обуздать инфляцию не более чем пустопорожний трёп, так как жизненный опыт им подсказывает, что прежде чем кого-либо или что-либо «обуздать» надо знать, как это сделать и разобраться в причинах, почему и для чего надо «обуздывать». Вот и задаются сельчане вопросом, почему, если они это понимают, то не понимают в правительстве и начинают подозревать, что там работают, мягко сказать, не совсем нормальные граждане и, в свою очередь, сельчане работают спустя рукава и тянут всё и вся при удобном случае с производства, чем очень гордятся, хотя кражи на личном уровне всеми жёстко осуждаются и пресекаются. А что ещё ждать при инфляции, нищенских зарплатах, слабоумном начальстве и твёрдо усвоенном с прошлых времён принципе: «инициатива наказуема»? Плюс к сказанному сельчане отлично видят, что при их нищенских зарплатах, руководители, напротив, строят заправки, магазины, приобретают квартиры и машины для собственных деток, в Африку ездят и на курорты, какие уж тут разговоры о самоотверженном труде. Но говоруны-администраторы бодренько бормочут об успехах при постоянном росте цен практически на всё необходимое, в том числе и на услуги ЖКХ. Не многим лучше обстоят дела и на личных подворьях и чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на местных бурёнок и лошадок и заглянуть на подворья, зачастую заваленные навозом по самые уши хозяев. Но и здесь есть кое-какие положительные сдвиги: по причине резкого уменьшения поголовья КРС и лошадей, подворья стали значительно чище. Есть в селе и «настоящие хозяева», озабоченные прежде всего личными проблемами, в основном денежными, всё стремятся догнать и перегнать тех, кто ездит на «крутых» джипах, а об остальном просто забывают.

По просьбе сельчан автор устроил нескольких их деток на работу в городе, те проработали, не имея за душой никакой специальности, но имея страсть к большим деньгам, до первого аванса, а потом ударились в запой, а затем это повторилось и с получки. Получая 5-8 тысяч рублей, что для села очень неплохой заработок, возмущались тем, что платят мало и дело дошло до того, что руководитель фирмы, где они работали, из уважения к автору, приезжал в село и уговаривал деток с родителями, чтобы они продолжили работать. Правда, по моему совету, на уговоры руководитель плюнул и прекрасно обходится без полупьяных деток, а автор перестал кого-либо трудоустраивать.

Как сельчанин относиться к властям и их действиям? Года четыре назад депутаты заксобрания края с подачи чиновников - бюрократов приняли поправочный коэффициент, повышающий инвентаризационную стоимость домовладений в 2,2 раза, что сделало владельцев сельских избушек в одночасье почти миллионерами. Кто нибудь возмутился или предпринял какие-нибудь действия? Никто, кроме нас. Наша переписка с бюрократами длилась более двух лет, дошла до президента и мы добились переоценки нашей собственности до фактической стоимости. Но как сложился пресловутый коэффициент 2,2 мы не знаем до сих пор, что говорит о том, что он намеренно завышен, бюрократы-чиновники это прекрасно знают и президент им не указ. Тем не менее, некоторых из них продолжают награждать орденами за заслуги перед Отечеством, а не освобождать от занимаемых должностей. О выполнении каких программ и нацпроектов можно говорить при таком положении? Понимает ли это селянин? Прекрасно понимает, а так как аппетит к чинодралам приходит во время еды, то в прошлом году они разослали платёжные требования, где сельчане становились владельцами несуществующих строений и участков. Нам, в частности, пришла тоже такая платёжка, в которой значились не существующие участки и строения. Из всего села, кроме нас, на такое положение дел среагировал лишь один человек, а сумма наших платежей налогов уменьшилась почти в пять раз, что объяснили сбоем в компьютерной программе. Правда, некоторые селяне бросали платёжки в фейсы чиновникам, но те стерпели, а дела от этого лучше не пошли и на этом закончились, а так как у селян не хватает управленческих знаний, то власти этим и пользуются. О каком единении для общего дела и уважении к властям можно тут говорить?

Много ли в селе благополучных семей, где не пьют и не курят родители, имеют работу и т.д? Практически ни одной, если папа не курит, то пьёт, если не пьёт папа, то увлекается мама, а зачастую к этому добавляются неполные семьи. При таком положении в селе всё-таки есть дети, но с каждым годом их становится всё меньше и наша школа, в 2003 году полная, к 2008 году стала восьмилеткой с перспективой дальнейшего сокращения, несмотря на то, что и Интернет в неё провели и даже отчитались за указанное достижение. Поэтому есть мнение, что дело не в интернете, а в сельчанах и сельских учителях. Но о сельчанах мы уже сказали, а вот об учителях самое время сказать. Профессия учителя давно уже перестала быть уважаемой и особенно это заметно в селе, чему способствуют и сами учителя. Одни из них любят мясо с водкой, другие – застолья в школе, чтобы дома не убираться после гостей, третьи в школу ходят как на каторгу, четвёртые не прочь школьников использовать на собственном огороде, пятые приворовывают, но всё больше бездарно, без размаха и полёта мысли, так по мелочам, с гвоздика на краску, с премии на карандаш, да и то, сказать, какие в сельской школе масштабы, так, сухота одна. Но и тут остались энтузиасты, сражаются в одиночку с ветряными мельницами за возврат как бы счастливого прошлого, переосмыслить прожитое и намерения на будущее не желают, по какой причине в меру своих скромных сил противятся новому, делая мелкие гадости и подлости, искренне обижаясь, когда им говорят об этом, короче, боятся Жизни и, в первую очередь, начальства. А как человек, боящийся Жизни и начальства, может сам жить достойно и учить достойной жизни детей? Ответ очевиден. Поэтому подросшее поколение на вопрос - как жить будешь? - отвечает: как все, корову куплю.... Отсюда и отношение к школе и учителям у сельчан, хотя внешне всё благопристойно.

После сказанного читателю будет не безинтересно узнать, а как же сельчанин относиться к окружающей среде. Если сказать, что по-скотски, то это ни сказать ничего. Загажено всё, что можно загадить: река, поля, сосновый бор и луга, окрестности села. Вываливают на них, особенно в последние годы, всё: от бутылок и коробок до навоза и гнилых досок и брёвен, сами же по ним ходят, ходит и сельская скотина, дохнет, съев неудобосказуемое. Все видят и продолжают делать тоже, а убрать не могут, по причине того, что по официальной версии у администрации нет денег и полномочий, а у руководителей предприятий тоже нет денег и желания заниматься бытом работающих, а не по официальной ни те, ни другие не хотят ссорится с друг другом, так как свято соблюдают принцип: рука руку моет. Сельчанин свято верит, что он царь природы и соответственно относиться к ней «по-царски». Заедьте в любой бор: зверски поваленные деревья, у которых взята лучшая часть на дрова, а остальное брошено догнивать, вырубленный и искалеченный подрост, следы костров и гулянок. Всё живое отстреливается, ловится при помощи всевозможных ухищрений и приспособлений, чем граждане очень гордятся. На полях зачастую остаётся протравленное зерно, от которого дохнет птица и зверушки и никому до этого нет дела. А если бы читающие могли попасть на лесосеку, то волосы бы не только встали дыбом от увиденного, но и выпали, хотя проверяющих инстанций в лесном хозяйстве куда как достаточно, да вот только чем они занимаются: устраивают жизнь себя, безценных или наживаются всеми доступными и не доступными способами находясь у кормушки. Творят же всё это на лесосеках благодаря полнейшей безответственности т.н. «предприниматели», по их мнению, хозяева нынешней жизни, а по факту человекообразная нелюдь, паразитирующая на Биосфере планеты и труде себе подобных. Пример: в прошлом году горел знаменитый ленточный бор и масштаб пожара был таков, что это передали даже по центральным каналам ТВ, к этому году простые граждане поняли, что в результате пожара они получили древесину подешевле, дрова безплатно, работу на пилорамах не далеко от дома, начальство – источник дополнительного дохода от операций по продаже горельника. В результате, теми и другими, сейчас делается всё, чтобы после того, как на первом пожарище работа и нажива закончится, боры горели и дальше, а так как за предидущий пожар ответственности никто не понёс, то это весьма вероятно. Могли ли об таком варианте развития событий граждане даже подумать ещё лет 10 назад? Со всей очевидностью - нет. А сейчас все замечания пропускаются мимо ушей и всё продолжается с упорством достойным лучшего применения – это образ жизни, другого просто не хотят и так будет продолжаться до тех пор, пока Биосфера не ударит «царей природы» по безтолковым мозгам.

Естественно, при таком положении дел в селе, живущие в нём, если и не понимают сами, то ощущают через складывающиеся обстоятельства то, что в их существовании происходит что-то не так, как должно и это не может не вызывать чувство дискомфорта и, в отдельных случаях, вины и даже попыток раскаяния. Вот и ищет сельчанин, коль душа болит и мается, выход из создавшегося положения и, как правило, полегче для себя, любимого, и самый лёгкий выход, это КАК БЫ перевалить ответственность за свои грехи на ближнего своего. И тут, кстати, подворачивается попик или представитель какой-нибудь секты с «Башней стражи» или «Библией для детей» в руке, напечатанных за счёт сердобольных граждан то ли Швеции, то ли Финляндии на предприятиях последних. Излив подвернувшимся все чувства истомившейся души, а иногда даже пожертвовав малую толику кровнозаработанного, гражданин получает некоторое облегчение, позволяющее вести привычный ему образ жизни до следующего приступа угрызений совести. Поэтому отношение и к РПЦ, и к всевозможным сектам потреблятски-приспособленческое и это так: пять лет назад в Пасху ещё что-то в селе и можно было заметить, сейчас – ничего, а представители сект как-то незаметно почти изчезли из села, правда, пришлось с ними провести несколько разъяснительных мероприятий.

Ну, да что мы всё о селе, да о селе, надо поговорить и о глобальном, будущей Олимпиаде, например. Какое же к ней в селе отношение? Мягко сказать, наплевательское. Сельчане на неё не поедут, как не попробуют и порцию блинчиков в тамошних ресторанах стоимостью от 650 до 950 рублей, не будут ночевать в номерах гостиниц по цене от 9500 до 120000 тысяч в сутки – у них зарплата в год зачастую не превышает в самом лучшем случае 50000 тысяч рублей. Так что сельский гражданин отлично понимает, что Олимпиады – это не для него, но вот то, что в результате Олимпиады растут цены на цемент и другие стройматериалы он отлично понял, как понял и то, что за счёт его труда решают проблемы комфортной жизни для других, в большинстве своём в сфере созидательного труда не замеченных.

А теперь о самом главном. Как же в селе детки и внучики относятся к престарелым родителям, а родители, в свою очередь, к великовозрастным деткам? Надо сказать, что детки к родителям относятся хамски-потребительски, вспоминая о последних либо по праздникам, либо из-за собственной нужды. Вот и пластаются бабушки и дедушки в гордом одиночестве на своих подворьях, а детки в редкие приезды покопаются для виду в огороде, заколотят гвоздь-другой, поедят, поспят, да и уберутся восвояси, забыв о том, что и сами когда-то состарятся. Но дедушки и бабушки сказать деткам об этом напрямую всё как-то не решаются, а свои каждодневные проблемы стараются решить за счёт посторонних людей и, желательно, безплатно – жалеют родную кровиночку и сидят великовозрастные балбесы на шее родителей, весело пропивая и прокуривая пенсии последних, а иногда и из дома крадут с целью приобретения очередной бутылки или пачки сигарет.

И всё таки, не смотря на всё изложенное нравственность в селе на порядки выше, чем в городе. Объясняется это очень просто: в селе все и всё на виду, все друг друга знают и видят практически каждодневно плюс к сказанному общение с сохранившейся пока живой природой, отсутствие потока машин, давящих на психику, многоэтажек с отвратительным планом застройки, городских трущоб и свалок с их обитателями. Что ни говори, а общение с живой природой, даже в том состоянии, в котором она пребывает в настоящее время, делает человека лучше и чище, плюс к этому каждодневные нормальные человеческие заботы по хозяйству и физический труд, чего напрочь лишены городские жители. Это так: несколько раз приходилось уезжать и в спешке забывать закрыть калитку – всё оставалось в целости и сохранности, а уж за живностью присмотрят тем более. Попробуйте в городе на два часа оставить открытой входную дверь или выпустить собаку в дорогом ошейнике без присмотра и увидите, что из этого выйдет. Сельчанин, какой бы он не был, более отзывчив к чужой беде, с ним легче найти общий язык, сделать общее для села и всех дело. И это касается всех жителей села, в том числе и совсем опустившихся, чем и отличаются они от горожан. Благонамеренные городские обыватели, вернее, благонамеренные идиоты, утверждающие, что это не так, либо тупо не видят очевидного, либо совсем не чувствуют Жизни по причине утраты связи с Природой и по этим причинам не понимают, что за красивым блеском городских витрин и реклам скрыты самые худшие пороки, в том числе теперь уже и в малых городах. Автор, по ряду причин на которых останавливаться не будем, одинаково комфортно чувствует себя и среди тех, кто безосновательно мнит себя «элитой» и среди тех, кого считают обитателями «социального дна» и имеет достаточный опыт общения и с теми, и с другими, поэтому очень давно убедился, что представители «простого народа» и «социального дна» являют гораздо больше человеческих качеств и нравственности, чем представители т.н. «элиты». Поэтому все наши беды и неурядицы проистекают от последней, превозносящейся в своей изключительности и самомнении, но при ближайшем разсмотрении в своих заморочках ничем не отличающейся от остальных граждан, разве только тем, что заморочки поподлей и намного порочней. В первую очередь это относится к сельской и городской т.н. интеллигенции. Кроме того, у автора есть достаточный опыт как городской, так, уже теперь, и сельской жизни и он может сравнить и понять, что к чему и почему, в отличие от тех, кто такого опыта не имеет, но берёт на себя смелость не только судить о проблемах села, но и решать их.

В заключение отметим, что несмотря на все усилия «реформаторов» и иже с ними, село живёт, трудно, сложно, но живёт. Люди общаются, решают общие для них проблемы, так или иначе узнают новое, стараются сделать жизнь лучше, примеры чего приходится наблюдать неоднократно и это внушает надежду на то, что при совместных усилиях все будет хорошо. А если сельчанин начнёт ответственно относиться к своим проблемам, озаботится получением управленческих знаний, переосмыслит прожитое и намерения на будущее, то это тем более будет так. Вопрос в том, как скоро будут запущены эти процессы, как будет обозначен тот отрезок социального времени, которые приведут к первым необратимо положительным результатам и дадут возможность развиваться этим процессам и дальше на благо всех. Это зависит от всех нас, вот над этим и надо работать всем вместе.

С уважением.

 

Удатный Мстислав

06-26.05.2008

 

СТАТЬЯ РАЗМЕЩЕНА В ИНТЕРНЕТЕ

·                26.05.08 отправлена в обратную связь сайта Открытый Университет Жизнеречения

·                04.06.08 Тема в Блогах «Мой Мир»

 

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ   |  ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ НА САЙТЕ  |  ОТПРАВИТЬ ОТЗЫВ ПИСЬМОМ

 

 

Hosted by uCoz