ПОНИМАНИЕ ЖИЗНИ:
МЕСТНОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ
20.05.08
Показатели
есть, а где цели местного самоуправления?
Отзыв на указ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления
городских округов и муниципальных районов». В Администрацию Президента России
Указ, как
мы понимаем, призван укрепить вертикаль
власти в стране и повысить качество управления общественными делами на местах: в
районах и сёлах. В отзыве приводится наше понимание содержания Указа с учётом
положения дел в сельских районах сибирского региона, т.е. даём обратную связь.
Для того
чтобы оценить эффективность местного
самоуправления, нужно знать цели управления местных органов и соответствующие
целевые показатели, т.е. знать то, что
есть сейчас и то, чего следует
достичь в будущем к определённому сроку. В указе же даются показатели, но
не говорится о целях управления и не указывается их приоритетность. Обычно
составляется список целей, в котором самая главная цель на первом месте,
а наименее значимая – на последнем.
Чтобы было понятно, о чём идёт речь, приведём
пример:
«Население России за
пять лет уменьшилось на 3,2 миллиона до
142 миллионов человек// NEWSru.com // В России // 19 октября 2007 г. (это то, что есть сейчас)
"Численность
населения России к 2050 году, "как ожидается,
снизится на 32 млн. человек". С такой оценкой выступил
в среду директор ЦРУ Майкл Хейден,
отметив, что Россия из-за плохой демографической ситуации "потеряет в следующие
четыре десятилетия почти четверть от
нынешнего 141 млн. своего населения", пишет The Washington Times.
(это то, чего хочет ЦРУ в России, - их цель)
Между тем в Минэкономразвития рассчитывают, что с
2014-2016 годов начнется рост населения России: к 2020 году население России сможет достичь 141 млн. человек, а к 2030
году - 142-144 млн. человек, что будет соответствовать нынешней численности
населения России». http://www.newsru.com/russia/01may2008/naselenie.html
«Четырехкратное повышение производительности труда -
"необходимость для России", заявил спикер Госдумы РФ, председатель
Высшего совета "Единой России" Борис Грызлов журналистам накануне Праздника
Весны и Труда.
При нынешних скоростях
развития технологий "уже невозможно без дополнительной подготовки
пользоваться полученным образованием всю свою жизнь", заметил Грызлов.
"Нужна система постоянной
переподготовки и переквалификации, изменения подходов к взаимодействию
предприятий, вузов, систем среднего профессионально-технического
образования", - заключил спикер Госдумы». http://www.newsru.com/russia/30apr2008/trudites.html
(это то, чего хочет правительство России, - его цели, и они
отличаются от целей ЦРУ, однако, нет в перечне озвученных целей такой, как
преодоление всеобщей управленческой неграмотности населения).
В приведённом примере, мы бы выставили наши
цели следующим образом (при этом, учитывая, что ЦРУ будет достигать свои цели):
№1, рост численности населения – самая
значимая цель,
№2, система постоянной переподготовки и
переквалификации, в первую очередь управленческой,
№3, четырехкратное повышение
производительности труда.
Из списка
понятно как действовать, на что направлять внимание и ресурсы в первую очередь.
Если поменять местами цели, то действия по их достижению будут уже другими.
Для
достижения целей Правительством нужно, чтобы им соответствовали цели органов
местного самоуправления. А как происходит на практике? На местах не знают и не
понимают того, чего хочет Правительство. Мы понимаем, что Указ как раз и
направлен на то, чтобы данное несоответствие устранить с помощью введения
системы показателей. Показатели в указе есть, но не обозначено, каким целям они
соответствуют.
Мы
проанализировали текст Указа, справки к нему и целевые показатели, и на их
основе сформулировали некоторые цели, которые относятся к сельским районам.
Справка к Указу
1) основное внимание
уделено показателям, которые
· в основном зависят
от деятельности местных властей
· и характеризуют
качество жизни населения,
· степень внедрения
новых методов и принципов управления.
Зависит
от властей решение тех вопросов, которые они понимают и способны их решать и,
главное, хотят их решить. Далее может идти
речь, есть у них для этого средства – материальные, денежные, информационные и
человеческие ресурсы. Ключевым условием достижения целей местных властей
является желание большинства жителей поддерживать их достижение.
Говорить
же о внедрения новых методов и принципов управления в текущий момент времени не
приходится – необходимо ликвидировать всеобщую управленческую неграмотность и
руководителей и жителей сельских районов.
2) обязательное опубликование докладов в сети
Интернет. Это существенно расширяет информационную открытость местных
властей, даёт возможность каждому жителю муниципалитета
· оценить эффективность
работы избранной им власти
· и сравнить её с
результатами работы в других муниципалитетах.
В
сельских районах много ли найдётся пользователей Интернет? Мало, единицы. А
районную газету читают многие.
И потом,
для оценки нужен эталон сравнения, иначе окажется, что сравнивается одна ошибка
с другой. Например, артериальное давление человека 80\120 – норма, а когда
сравнивают 100\200 и 95\220, не зная о норме, то какой вывод можно сделать?
3) Анализ
эффективности деятельности муниципалитетов позволяет
· выявлять сферы,
требующие приоритетного внимания региональных и местных властей,
· а также формировать комплекс
мероприятий по улучшению результативности деятельности органов местного
самоуправления.
Сферы,
требующие приоритетного внимания необходимо выявить до начала планового периода
совместно властям и жителям, и они должны быть связаны с целями России, каждый
район, каждое село должны понимать и видеть свой вклад в достижение
общенародных целей!
4) Правительству
Российской Федерации поручено разработать и утвердить
· перечень
дополнительных показателей,
· форму доклада и
· необходимые
методические материалы.
При этом
будет правильно, если Правительство согласует, сверит свои цели с целями
местной власти и по содержанию, и по приоритетности в перечне целей управления,
чтобы их совместные усилия были устремлены к благу всего общества. Пока на
практике получается так, что районные власти придумывают себе планы до 2019
года, не понимая, что это такое и как их выполнять, а Правительство
разрабатывает свои планы.
Опять
упираемся во всеобщую управленческую неграмотность, ну, не знают местные
руководители, что такое управление, сами признаются, что управлять не умеют, а
умеют командовать.
5) Органам
исполнительной власти рекомендовано
· выделять гранты городским округам и муниципальным районам за достижение
наилучших значений показателей,
· а также предоставлено
право, исходя из местных особенностей и условий, установить показатели, касающиеся вопросов благоустройства
территории, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, освещения
улиц.
Грант (англ. дар, субсидия, стипендия),
целевые средства, предоставленные организациям и отдельным людям в денежной и
натуральной формах на проведение работ, обучения и т.п.
Поощрять
тех, кто достиг наилучших значений целевых показателей нужно, но лучше, когда
сами показатели будут воодушевлять людей на их достижение.
Например,
цель – к 2020 г. более 50% жителей района (села) проживает в благополучных
семьях. Сейчас количество благополучных
семей в селе – единицы.
Указ
2. Правительству
Российской Федерации:
а) разработать и
утвердить до 1 сентября 2008 г.:
- перечень дополнительных показателей для оценки
эффективности деятельности органов местного самоуправления…;
- типовую форму доклада глав местных администраций…;
- методику мониторинга эффективности деятельности органов
местного самоуправления…;
- методические рекомендации о порядке выделения за счёт
бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов
муниципальным образованиям в целях
содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений
показателей деятельности органов
местного самоуправления…;
Из текста указа понятно, как он будет введён, и
осуществляться на практике. Но если это управленческое решение, то по каким
показателям будет оцениваться эффективность самого Указа?
Предположим, что значения всех показателей
будут удовлетворительными все 12 лет кряду, а в жизни будет достигаться цель
ЦРУ, а не правительства России? Кто за это ответит?
Мы
полагаем, что нужны показатели оценки результатов введения данного указа в
перечне других показателей деятельности Правительства до 2020 г.
1. Отношение
среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников
муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной
плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций
городского округа (муниципального района).
Целью
может стать повышение доли рабочих мест на высокопроизводительных производствах
и предприятиях, оказывающих качественные услуги к общему числу рабочих мест в
районе.
Например, если на 15 000 трудоспособных
жителей района, созданы только 4500 (30% от трудоспособных) рабочих мест на
действующих предприятиях, из которых 90 (2% от рабочих мест и 0,6% от
трудоспособных) признаются современными и высокопроизводительными, то можно
сделать выводы, что положение дел в районе с занятостью плохое.
Если же
задать ориентиры для района по годам для достижения им четырёхкратного
повышения производительности труда к 2020, тогда понятно будет что делать, к
чему стремиться.
2. Доля населения,
охваченного профилактическими осмотрами.
Этот
показатель предлагаем объединить с 29.
3. Число случаев
смерти лиц в возрасте до 65 лет:
на дому – всего, в том
числе от инфаркта миокарда, от инсульта; в первые сутки в стационаре – всего, в
том числе от инфаркта миокарда, от инсульта.
Число случаев смерти
детей до 18 лет:
на дому;
в первые сутки в
стационаре.
Без
пояснения мы не смогли понять назначение этого показателя и цель, которую хотят
достигнуть разработчики. Какие управленческие решения можно принять на основе
этого показателя? Вот если выяснять причины смерти по определённому перечню, а
не только от инфаркта и инсульта, то далее можно разрабатывать мероприятия по
устранению этих причин.
5. Доля детей в
возрасте от трёх до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу и
(или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой
формы и формы собственности в общей численности детей от трёх до семи лет.
Если к
этому показателю добавить качество услуг, то понятна цель: повышение качества
воспитания детей.
7. Удельный вес лиц, сдавших
единый государственный экзамен, от числа выпускников общеобразовательных
муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене.
Если мы
не согласны с ЕГЭ по существу, т.к. он не повышает качества образования и не
позволит достигнуть целей страны, то отслеживать нам его без надобности. Он сам
отомрёт как заблуждение.
12. Доля населения,
проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или)
железнодорожного сообщения с административным центром городского округа
(муниципального района), в общей численности населения городского округа
(муниципального района).
Хороший и
понятный показатель.
14. Общая площадь
жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, – всего, в том числе
введённая в действие за год. Число жилых квартир в расчёте на 1000 человек
населения – всего, в том числе введённых в действие за год.
Если
вывести средний показатель для домов площадью в 20-25 кв. м. (таких не мало) и
особняков в 300-400 кв. м., то в среднем на одного жителя будет нормальный
показатель. А если ввести показатель обеспеченности семей жилплощадью по
нормативам, то картина будет другой, менее привлекательной.
20. Доля
многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют
один из способов управления многоквартирными домами, в том числе:
непосредственное
управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
управление
товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным
специализированным потребительским кооперативом;
управление
муниципальным или государственным учреждением или предприятием;
управление управляющей
организацией другой организационно-правовой формы;
управление
хозяйственным обществом с долей участия в уставном капитале субъекта Российской
Федерации и (или) городского округа (муниципального района) не более 25
процентов.
23. Доля
многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых
осуществлён государственный кадастровый учёт.
27. Доля муниципальных
автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных и
автономных) в городском округе (муниципальном районе).
Не
понятно о чём идёт речь, поэтому не понятен и показатель. Нужны пояснения
разработчиков Указа.
28. Доля муниципальных
общеобразовательных учреждений, переведённых:
на нормативное
подушевое финансирование;
на новую (отраслевую)
систему оплаты труда, ориентированную на результат.
Нам
показатель понятен, но не ясна цель,
которую хотят осуществить разработчики Указа.
29. Доля муниципальных
медицинских учреждений: применяющих медико-экономические стандарты оказания
медицинской помощи;
переведённых на оплату
медицинской помощи по результатам деятельности;
переведённых на новую
(отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат;
переведённых
преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного
медицинского страхования.
Для
начала надо разобраться, о чём идёт речь в этом показателе. Если он нужен для
сравнения положения дел в медицинских учреждениях нескольких районов, это одно.
Но прежде хочется понять, какие цели будут достигнуты с помощь этих
нововведений?
По данным обследования работников социальной
сферы в селе, их более 700 человек, у 90% из них 3 и более заболеваний, в том
числе хронических. И это люди знающие, что такое здоровье и болезнь. Что же
говорить о неграмотном в медицинских вопросах населении?
Например,
выставить цели: более 50% здоровых жителей села и 100% здоровых медицинских
работников к 2020 г (если медработник хронический больной и живёт на
лекарствах, то что будет с его пациентами и можно ли назвать его грамотным
специалистом в вопросах здоровья?).
В
заключение. Мы признательны разработчикам за своевременность Указа и Президенту
за последовательность в проведении своей политики. Замысел нам понятен и
воспринимается в целом положительно. Наши замечания и предложения к нему
направлены на повышение его точности и эффективности. Мы можем в чём-то
ошибаться, Бог нам простит. Радует то, что государство наше крепнет и всё больше
жителей с заботой относятся к делам в стране.
2008 –
год семьи, было бы хорошо предусмотреть такой показатель:
доля населения района (села), проживающая в
благополучных семьях. И цель – более 50% жителей проживает в благополучных
семьях к 2020 г.
В селе все семьи живут на виду, и вывести этот
показатель будет просто, а в моральном плане осознание людьми своего
благополучия, в чём оно заключается, очень значимо. Определить признаки
благополучной семьи – дело ответственное,
требующее от разработчиков мудрости и дальновидности.
Руководитель
консультативно-аналитической группы при главе администрации
муниципального образования
«Мамонтовский сельсовет»
(на общественных началах),
Александр Васильевич Барзенков
14.05.08
СТАТЬЯ РАЗМЕЩЕНА В ИНТЕРНЕТЕ
·
30.06.08 в Блогах
«Мой Мир»
- ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ В БЛОГЕ
·
17.05.08 отправлена в обратную
связь сайта Открытый
Университет Жизнеречения
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ НА САЙТЕ | ОТПРАВИТЬ ОТЗЫВ ПИСЬМОМ