ПРЕОБРАЖЕНИЕ СЕЛА: ЧЕМ ЖИВЕТ СЕЛО
07.03.08
Матушка-земля ждёт …
(по
какому замыслу жизни будем выставлять цели?)
При
главе села три месяца назад создали аналитическую группу для реализации плана
социально-экономического развития села до 2017 года. Состоит она из
руководителей и специалистов, в том числе молодых, и мы туда входим. От одного
из участников группы поступила аналитическая записка, где речь идёт о природных
ресурсах на территории муниципального образования (так сейчас называют село и
земли села с окрестностями). По прочтении записки захотелось нам вспомнить о
былом, и помечтать о будущем.
Захотелось нам поведать о ВОЗДУХЕ
целебном боровом и степном, о ВОДЕ озёр пресных и горьких с целебной грязью, о
ПОЧВАХ плодородных с урожаями более 50 центнеров пшеницы с гектара, о ПОЛЕЗНЫХ
ИСКОПАЕМЫХ – глинах, минеральной воде, о ЛЕСАХ реликтовых и всём, что в них
растёт и водится, и многом другом.
ВОЗДУХ. Каких-то 50 лет назад. Зимнее утро тихое,
солнечное, голубой искристый снег слепит глаза, над избами дымы белые столбом,
приятный запах берёзовых дров, тишина и ощущение счастья. Воздух тот лечил. Вот
и в будущем можно было бы
построить летние лагеря отдыха, санатории и спортивные базы – до города два-три
часа езды, а в нём дышать нечем. А пока сжигают в селе около 17 000 тонн
угля за зиму, не считая кочегарок, при этом много чего попадает в воздух, и
потому у большинства жителей по нескольку хронических заболеваний. А ведь при
хозяйском подходе дома можно было бы строить тёплыми и отапливать их на основе
иных технологий, сведя к минимуму сжигание углеводородов.
ВОДА. За селом тогда были чистыми и озера, и речка,
красотища, на покосе пили из речки, наклонившись к воде и напиться не могли,
такой была вода вкусной. А в горьком озере мальчишки царапины лечили: утром
поцарапал, к вечеру затянуло. Вот бы где
грязелечебницы построить, говорят лучше, чем на Красном море лечит. А какая
глина? После неё как будто кожей дышишь! В соседний район на солёные и щелочные
озёра за этим не только со всей России, из-за границы приезжают. А на пресном озере до войны пелядь! водилась,
кристально чистым оно было… А теперь в
том озере лишь мелкие караси. А надо то всего помочь озерам после неразумного
хозяйствования восстановиться.
ПОЧВЫ. Земельный фонд России составляет 1709,7
млн. га и большая часть на вечной мерзлоте. Лишь 13% - составляют
сельскохозяйственные угодья (222,3 млн. га),
из них 33 млн. га за последние 25 лет выведены из оборота под разным
предлогом. А у села отличные земли,
и растить можно тут практически всё, что считается продуктами долголетия: от зерновых, подсолнечника, технических
культур до винограда, арбузов, дынь, ягод, грибов, всего не перечесть. Берись,
да выращивай!
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. Глины разных видов. Лет 200 назад
первопроходцы-замлеустроители в этих краях что только не делали из тех глин:
посуду, черепицу, игрушки, с нынешними
технологиями и подавно чудеса можно творить. А если учесть, что глины эти еще и
исцеляют: их можно использовать в местных здравницах – приезжающих со всего
мира с каждым годом прибавляется.
ЛЕСА. Реликтовый сосновый бор,
березы, осины, обилие кустарников, ягод, грибов, лечебных трав. Воздухом в
таком лесу не надышишься, душа в нем очищается. Когда-то добрые хозяева дома в
селе из цельных брёвен строили, наличники росписью
украшали, палисады резные делали. Сейчас почти весь лес вывозят в ближнее и
дальнее зарубежье. А зайдешь в бор близ села, будто «мамай» прошел: кострища,
свалки, сломанные деревья и ямы. А люби люди природу, разве поднялась бы у них
рука на такую благодать?
Реально
ли это осуществить? Вполне. Каких-то
60-80 лет назад, когда добросовестные труженики - рабочие и крестьяне под
руководством управленцев процветания - строили своё государство по своему
замыслу справедливой жизни, преодолевая многие трудности, была успешно
реализована значительная часть задуманного на основе технологий того времени. И
сейчас бы продолжали строить, если бы да кабы.
Мы стали
думать – чего недостаёт в той аналитической записке. И тут вспомнилась нам
русская былина «О Святогоре и путнике».
«В стародавние времена жил Святогор-богатырь и
не было ему равных по силе. Скакал он на своём коне по горам, потому что не
держала его земля, увязал его конь в матушке сырой земле. Прослышит он о
мятеже, скачет усмирять. Узнает о новом богатыре – скачет с ним сразиться. Со
временем тихо стало в горах. Тоска взяла богатыря в одиночестве. Вдруг видит он
впереди себя путника с котомкой за плечами, по виду простолюдин. Пустил
Святогор своего коня вдогонку во всю прыть, а догнать не может, хотя путник
идёт тихим шагом. Делать нечего, окликнул он его и попросил путника подождать.
Путник снял котомку, положил её на землю, ждёт. Подъехал Святогор и спрашивает: что у тебя в котомке?
А ты возьми, да посмотри сам – отвечает путник. Подцепил богатырь мешок копьём,
не слезая с коня, а сдвинуть его не может. Слез тогда он с коня, взялся за
мешок - не может поднять. Тогда ухватился Святогор крепко двумя руками и, что
есть силы, потянул, но лишь ушёл в землю по колени. Спросил богатырь путника,
что же в его котомке хранится? «Соль Земли – Правда Жизни» – ответил он, поднял
легко одной рукой свой мешок, за плечи его и пошёл своим путём. С тех пор о
Святогоре ничего не слышали, только былины о нём пересказывают».
«Не в силе Бог, а в Правде», так в народе говорят.
А теперь вернёмся к той записке.
Материал в ней изложен грамотно, сильно, со знанием фактов, а в чём соль
записки – не ясно. А ведь не достаёт в ней целей
с цифрами и шагов с действиями! Но
выставить их возможно, если чётко представляешь, какая жизнь в селе людям по нраву и какое
будущее они для села видят. Аналитическую группу для того и создали, чтобы
выявлять, что жителей села не устраивает и почему, а затем цели выставлять для
устранения выявленных неурядиц и их причин
трудом самих же селян под руководством сельсовета. И те цели должны
соответствовать устремлениям жителей села. А они, эти устремления, у людей на
сегодня разнятся. Вот и пора людям определиться, от «какой печки плясать», по какому замыслу жизни цели выставлять:
по Западному ли?
по убеждению ли «моя хата с краю – ничего не
знаю»?
по Русскому ли?
О каждом замысле можно сказать в
несколько строк.
Западенцы существуют как? По преданиям, про них поговорки:
*Каждый сверчок – знай свой шесток*, *Что дано Иове – не дано корове*, *Клюй
ближнего – вали на нижнего*, *Волка ноги
кормят* и, как написал один американский школьник в сочинении, *когда я вырасту
большим, я буду маленьким и незаметным*. Верят они в «господа», которого боятся
как полицейского и слушаются наставников, действующих якобы от его имени:
святых отцов в церквях, президентов и премьеров, начальников на работе, звёзд с
телеэкранов. Главное для них – не думать своей головой, не слушать свою
совесть, чтобы не отлучили их от кормушки, не лишили беззаботного и сытого
существования… за чужой счёт.
Себялюбцы как устраиваются? По возможности на халяву, про них
поговорки: *Своя рубашка ближе к телу*, *Ласковое теля двух маток сосёт*, *Один
раз живём, надо урвать от жизни всё до чего дотянешься*, *После нас хоть
потоп*. Для них бог – это деньга и барахлишко. Эти из-за копейки готовы
удавиться или удавить других. Такие говорят: *такой вещью, как совесть, я не
пользуюсь*. Поэтому, совесть свою, что жжёт изнутри, они дурманами заливают и
обкуривают. Те себялюбцы, что потрусливее – как овцы, жмутся к сапогу хозяина,
те же, что пожалостливее – стонут, себя жалеют и других норовят пожалеть, кто
понаглее - жрут в три горла и семь шкур дерут с жалостливых и овец.
Русские
люди живут с верой Богу – Творцу и Вседержителю, доверяя Ему свою жизнь в этой,
земной, и последующей жизнях. Потому русская душа живёт смело, без страха
(трусость – самый большой порок), живёт правдиво, прямодушно, безо лжи (ложь во
спасение бывает либо от трусости и жалости, либо от глупости), живёт задорно,
без уныния, ведь Бог близок и Он отзывчив ко всякому, кто обратится к Нему с
открытым сердцем. У русского человека широкая душа, трезвая голова и чистая
совесть, он думает свою думу и идёт себе вперёд. Трудится он от щедрот души и
живёт – непреклонно осуществляя Божий Промысел.
Каждый из них относится к земле
по-разному:
Западенцы перевели на ней всё естественное, разбили
искусственные газоны и клумбы, пьют они
безжизненную воду и едят безжизненную еду, потому и душа, и тело у них тоже
безчувственные и безжизненные.
Себялюбцы же гадят и уродуют всё вокруг себя и в самих себе по
бездумности и безволию или злонравию. После них остаются разруха и запустение,
и душа у них как помойка, и тело как сточная канава.
Русские
люди землю-кормилицу почитают как мать. В
диких лесах и полях на Руси вольно жилось всякой живности. На землях плодородных они устраивали цветущие
сады, где всё родилось, что телу в радость и душе угодно. В русской пословице
об этом так говорится: «У Бога всего много».
Так кого
ждет Матушка-земля?
СЕЛЯНЕ
9-12, 24.02.2008
СТАТЬЯ РАЗМЕЩЕНА В ИНТЕРНЕТЕ:
·
07.03.08 Тема на Форуме Вече сайта Кольцо патриотических
ресурсов
·
07.03.08 Тема на Форуме сайта Концептуальной партии Единение
·
07.03.08 отправлена в обратную
связь сайта Открытый Университет Жизнеречения
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ НА САЙТЕ | ОТПРАВИТЬ ОТЗЫВ ПИСЬМОМ