ПРЕОБРАЖЕНИЕ
СЕЛА: НЕОФИТЫ В ДЕРЕВНЕ
19.03.08
Неофиты в деревне. Овцеводство
С глубокой древности, с бронзового века, а может быть и ещё
раньше, на безкрайних просторах сегодняшних Тувы, Хакасии и юга Красноярского края
местное население занималось скотоводством, подтверждением чему находки
археологов. Табуны лошадей, стада крупного рогатого скота, отары овец паслись,
мирно уживаясь с дикими сородичами, на степных просторах, нагуливая вес и
обеспечивая потребности населения в пище, одежде и т.д. По мнению нетрадиционно
мыслящих археологов количество скота в те времена доходило до такой
численности, что из-за перевыпаса пастбища не успевали восстанавливаться, и
возникал местный экологический кризис, в результате которого и поголовье
скота, и численность населения уменьшались, и равновесие в природе
восстанавливалось. При этом из поколение в поколение передавались навыки
обращения со скотом, способы выпаса, маршруты кочевий, то есть в обществе
всегда были, как мы их сейчас называем, специалисты по скотоводству, знающие
его не понаслышке, не с институтских скамей, а от младых ногтей. Самым
неприхотливым и рентабельным было овцеводство, так как овечки требуют минимум
ухода и внимания, практически круглый год находясь на вольном выпасе, при этом
природа позаботилась о том, чтобы кормовая база лошадей, коров и овец была
разная, и они могли пастись в буквальном смысле бок о бок. И так продолжалось
вплоть до 1985 года, после которого грянула «перестройка».
Разумеется, попав в село, предварительно начитавшись всяких
умных книжек, мы не могли пройти мимо столь доходной отрасли сельского
хозяйства и решили заняться овцеводством. Правда, к этому времени на указанных
выше просторах, в результате произошедших «перестроечных» процессов, найти овцу
днём с огнём было трудней, чем Диогену с фонарём - человека. В таких условиях
на подворье появились последние в селе две овечки и безрогий баран, были они
средней упитанности, мирно бегали по подворью, никого не трогая и не мешая,
шуму, правда, от них было много, когда они мекали. На выпас по причине начала
зимы их не выпускали, а так как мякина у нас была дармовая, то к исходу первого
месяца овечки нагуляли на зиму слой жира, а спина у барана стала как кухонный
стол. Поведение его резко изменилось: если раньше он весело бегал с овечками,
то теперь приобрёл некоторую вальяжность, поволоку в своих бараньих глазах и
большую часть времени стоял, поставив передние ноги на ящик или бревно и глядел
вдаль. Что он там видел, кроме забора, до сих пор для нас так и осталось
тайной. Характер у него тоже изменился и он стал делать попытки приобщить
корову к своему овечьему ведомству, что всегда изумляло её до крайности. К
лошадям он тоже был не равнодушен, но разборки там кончались очень быстро не в его
пользу. Тем не менее, мы быстро поняли, что овцы – это просто клад – никакого
ухода, только корма, соль и вода вовремя. А когда в декабре, в самые зверские
морозы, появилось два ягнёнка, которые через день уже весело резвились в своей
загородке, радости и планам не было пределов, и мы ждали зелёной травки, чтобы
совсем облегчить себе жизнь и получить максимум пользы и удовольствия. Но мы не
учли, что характер барана продолжал портиться, а так как ожидалось новое
прибавление счастливого семейства, он испортился окончательно – хорошо баран
был безрогий.
С наступлением весны мы выпустили единственных в селе овечек на
вольный выпас и в первый же день они дружно съели у окрестных бабулек всю
рассаду в огородах. Чем бы это для нас кончилось, сказать даже сейчас очень
затруднительно, но так как после освещения улиц села мы пользовались
непререкаемым авторитетом, то были прощены, и бабульки даже предложили пасти
овечек по очереди, против чего, естественно, возмутился баран, так как характер
ему этого не позволял и после того, как он разогнал всех желающих пасти лично
его и его семейство, мы были вынуждены вернуть овечек в загон. Баран, чуявший
зелёную травку, совсем озверел, а так как семейство увеличилось в очередной
раз, то стал кидаться и на автора этих строк, что при его весе никак не меньше
80 килограммов доставляло много радости, барану, разумеется. Жизнь стала
невыносимой, овечки рвутся на зелёную травку и баран, в придачу, кидается. Но
тут как нельзя кстати появился заблудший родственник, взявшийся за ум и
успевший обзавестись немалым хозяйством, который, увидев овечек, пришёл в
восхищение, так как опыта у него было в овцеводстве ещё меньше нашего и мы с
радостью овечек ему и отдали, безплатно, разумеется.
Но за это время мы сумели разобраться в овцеводстве и убедиться
в том, что овца неприхотливое животное, требующее минимума ухода и внимания,
при этом обеспечивающее человека всем от мяса, до шкуры, шерсти, жира и молока.
Как же можно было загубить такую выгодную отрасль животноводства? Оказалось для
этого тоже надо минимум усилий и затрат. Для начала на местную фабрику
первичной обработки шерсти (ПОШ) повезли более дешёвую шерсть из сопредельных
регионов и государств, местную стали принимать по бросовым ценам и поголовье
овец пошло на убыль. После этого дешёвую шерсть завозить на фабрику ПОШ под
разными предлогами перестали и фабрика приказала долго жить, как и оставшееся
овцы, а заодно угробили и цеха по выделке шкур, а то, что от них осталось всего
лишь жалкое подобие хорошо забытого недавнего прошлого, да и специалистов там
тоже нет, как нет цехов и специалистов по пошиву из этих шкур полушубков и
дублёнок, исконной зимней одежды жителей этих мест. В результате к настоящему
времени на просторах Тувы, Хакасии и юга Красноярского края овца превратилась в
местную экзотику и пора её заносить в Красную Книгу. Но главное в том, что с
начала перестройки в 1985 году до настоящего времени полностью «вывели» чабана,
главную движущую силу в овцеводстве. Чабан – это призвание, образ жизни. Это
так – человек в одиночестве большую часть суток находится в окружении отары
овец, двух-трёх собак и лошади с повозкой. И так день за днём, год за годом в
любую погоду и время года. Согласитесь, не каждый на это согласится, не то, что
выдержит и воспитать чабана в каком-то смысле потрудней, чем обучить иного
«академика». Плюс к этому утрачены потомственные секреты и навыки, передающиеся
из поколения в поколение, так как в последние тринадцать лет овцеводства не
было. Справедливости для, необходимо отметить, что по ТВ время от времени
прокручивают сюжеты с завозом племенных овец на фермы, но этим дело и
кончается, так как для того, чтобы получить максимальную отдачу от овцеводства,
необходимо, чтобы овца была предельно адаптирована к местным условиям, да где ж
сейчас взять таких? Можно, конечно, по примеру Г.Стерлигова где-то в районе
Муромской области, держать овец на огороженной территории и даже завозить
баранов из Афганистана, но держать овец постоянно в одном и том же загоне
маловероятно, да и завозные баранчики вряд ли приживутся, во-первых, кормовая
база не та, во-вторых, климат. А кормовая база очень важна, мы наблюдали, как
одна и та же корова, в разных районах, разделённых всего лишь небольшой речкой,
меняет удои в зависимости от места выпаса.
Подведём итоги: местное овцеводство практически прекратило существование,
местные породы овцы ликвидированы, чабанов нет и не предвидится, фабрика ПОШ
перепрофилирована неизвестно на что, скорняжных и пошивочных цехов единицы.
Что делать? Вопрос, конечно, интересный и у автора ответа на него
нет. Но можно предположить, что при наличии выпасов и желании возродить
овцеводство как отрасль, надо начинать с кошары и загона под будущую племенную
отару и подбора в процессе строительства будущих кадров овцеводства. Может
быть, где-то и существуют иные технологии овцеводства, но лично автору они не
известны. Кроме того, необходимо понимать, - для того, чтобы с овцы, в прямом смысле, драть семь шкур,
обязаны иметь место фабрика ПОШ, скорняжные и пошивочные цеха, не за тридевять
земель, но рядом, а так же неплохо бы обзавестись цехом по производству сыра из
овечьего молочка.
Не хотелось бы заканчивать на столь грустной ноте, но, может
быть, у кого-нибудь есть другое мнение по проблемам овцеводства?
Продолжение следует.
Удатный Мстислав
16.03.2008
СТАТЬЯ РАЗМЕЩЕНА В ИНТЕРНЕТЕ:
·
21.03.08 Тема на Форуме Мера
·
19.03.08 отправлена в обратную связь Открытый
Университет Жизнеречения
ПРЕОБРАЖЕНИЕ СЕЛА: ЧЕМ ЖИВЕТ СЕЛО:
ЧТО НАМ ОТВЕТИЛА ЖИЗНЬ
22.03.08
«Овцы»
идут на закат, Человек – заре навстречу.
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ НА САЙТЕ | ОТПРАВИТЬ ОТЗЫВ ПИСЬМОМ