ПРЕОБРАЖЕНИЕ СЕЛА:
ЧЕМ ЖИВЕТ СЕЛО
14.05.08
Чем
дальше от города, тем ближе к Богу
(Поездка по югу Красноярского
края)
Во второй половине марта этого года мы по своим делам объехали пять
из семи районов юга Красноярского края. В поездке у нас была возможность беседовать с местными жителями о жизни, о
людях, о работе. Наши поездки по Алтайскому краю и Новосибирской области позволяют нам
сравнить положение дел в хозяйствах, в управлении сёлами и районами, в семейной
жизни селян. Природно-климатические условия ведения сельского хозяйства и уклад
жизни людей примерно одинаковы, но очевидны были и отличия в жизни селян этих
регионов.
Первое, что бросается в глаза, когда едешь по дорогам Минусинского,
Шушенского, Ермаковского, Каратузского, Курагинского районов – это заросшие
травой и молодыми деревьями поля, разрушенные коровники, свинарники, птичники и
т.п. Пашня виднелась только вокруг тех немногих сёл, в которых действуют
коллективные хозяйства или фермеры. Второе – брошенные или сгоревшие дома в
сёлах, заросшие огороды, грязь и свалки на улицах и окраинах сёл. Третье –
тарелки спутникового телевидения, строящиеся вышки сотовой связи, японский
мини-трактор и другие технические достижения Запада и Востока. Четвёртое –
выгоревшие леса и поджигатели участка ленточного бора под Минусинском, которые
в двух километрах от дороги среди бела дня с четырёх сторон подпалили участок
леса, а чтобы не подъехали нежданные защитники или пожарные, они подожгли траву
от леса в сторону дороги. Пятое – это люди, и те, которые творили и продолжают
творить беды, и те, которые преодолевают беду – очередную в истории народов
Руси.
Случались они с Россией многократно за 1000 лет со времени
крещения Руси. Народ преодолевал лихо, а в русском языке сохранялась память о
тех лихих годах. «Незваный гость хуже татарина» – о татаро-монгольском
нашествии, «Вот тебе матушка и Юрьев день» – установление крепостного права при
Борисе Годунове, «Шаромыжник» - шатун и плут, обирала (от французского «шер
ами» - милый друг), так обращались бывшие наполоновские вояки к крестьянкам,
побираясь по дворам в 1812 году. И таких примеров каждый сможет вспомнить
множество при желании.
Лихие годы на Руси в двадцатом столетии – это изменение государственности
в начале и конце века и война:
·
Российская Империя преобразовалась с 1917 до 1922 в Союз
Советских Социалистических Республик – СССР, управление
делами общества перешло от церкви с её идеалистическим атеизмом, царской семьи
и дворянства к трудящимся, которые взяли с Запада идеологию марксизма-мраксизма
и материалистический атеизм, то есть пытались управлять делами обшества на свой
страх и риск, минуя Бога,
·
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Если бы СССР развивался теми же темпами, что в 30-е годы весь 20-й век
без войны, то не США, а наша Родина была бы супердержавой №1 в мире, при
условии, что вместо марксизма была бы разработана теория познания истины в
жизни с верой Богу, преодолено безбожие,
·
СССР преобразовался в СНГ в 1991 (19.08 создание ГКЧП – Государственного комитета по чрезвычайному
положению, а 21.12 подписание в Алма-Ате Декларации об образовании СНГ –
Содружества Независимых Государств). В результате в странах СНГ воцарилась над
большинством людей идеология буржуазного либерализма – вседозволенности, кабала
ссудного процента, власть водки, пива и табака, но не над всеми. Перед каждым
встали вопросы ребром о смысле жизни и о замысле жизни в обществе:
- либо простому народу ишачить на «господ» под сладкие сказки, которые льются
из телевизоров, радио и со страниц газет, посасывая отраву - пиво и сигатеты,
- либо постепенно преодолевать чужевластие и разруху на Родине,
самостоятельно осваивая теорию познания истины в жизни с верой Богу, чтобы жить долго и счастливо самим и будущим
поколениям. Теория познания есть, её разработали и развивают простые русские
люди, а не учёные и она доступна всем, были бы желание и воля её освоить (http://www.dotu.ru, http://www.vodaspb.ru)
Вернёмся к описанию
наших наблюдений за жизнью в сибирских городах и сёлах. Начнём с Новосибирска.
Жизнь в нём дорогая: нужно либо работать, либо воровать или выпрашивать, либо
быть на иждивении. Для 1,5 миллионов город производит мало, больше перемалывает
продуктов и товаров – дух потреблятства чувствуется во всём. На расстоянии 100
км вокруг него дачи и загородные дома горожан, там люди спасаются на время от
городских стрессов. В городе не поговоришь с людьми о жизни, там круговерть
привычных дел и выживание вместо жизни, «там жизнь идёт сама собой как ступа с
бабою Ягой». Большая часть из 30 районов области – по существу «пригород»
Новосибирска, который снабжает город рабочей силой, продуктами питания, лесом и
прочим необходимым для выживания города. Поэтому у многих селян вокруг
Новосибирска есть определённый достаток в доме, но в чём они видят смысл своей
жизни?
В Алтайском крае половина населения живёт в сёлах, в Барнауле -
краевом центре - 600 тысяч человек, его влияние на село поменьше. В степных
районах поля вспаханы, вовремя убраны, хозяйства и фермеры собирают пшеницы по
25-30 центнеров с га, а показывают в отчётах по 17, поэтому «джипы» и прочую
роскошь предпринимателям есть на что купить. Остальные живут бедновато, но сыты,
обуты, одеты не хуже городских, и учёбу детей в городе оплачивают, а живут -
каждый сам по себе. Неблагополучность на селе заметна по росту правонарушений
подростков, их безнравственности, нежеланию трудиться и по числу самоубийств
мужчин среднего возраста. Только в далёком селе найдутся люди, с которыми можно
обстоятельно поговорить о жизни. В 62-х районах края жизнь течёт уныло и
однообразно, молодёжь по окончании школы устремляется или в город, или в армию
– грустная картина. Хотя губернатор, надо отдать ему должное, за 2,5 года у власти постепенно
выправляет экономику в районах. Но не видно в его глазах задора на встречах с
земляками. Видит ли он что впереди?
Юг Красноярского края в сравнении с Алтаем выглядит запущеным,
брошеным на произвол судьбы и город Минусинск, неофициальная столица юга края,
и ближайшие к нему сельские районы.
Город какой-то неухоженый и видно, что он медленно увядает, хотя
географически занимает очень выгодное положение: федеральная автотрасса на
Кызыл, железная дорога. Но неформальные нити управления жизнью оказываются в
соседнем Абакане, столице Хакассии. Минусинцы - приветливые люди, если
разговаривать с каждым по отдельности, но как только появляется рядом второй,
замыкаются и нить разговора обрывается. Как признался один наблюдательный
минусинец, «все мы здесь «кулаки», нам бы, чтобы дома всё хорошо, а остальное
нас не касается», то есть живут по принципу «моя хата с краю, ничего не знаю».
При этом в городе сплошь и рядом магазины, заправки, аптеки, народ достаточно
хорошо одет, а радости в глазах не видно. Да и с чего ей взяться, если многие
мужчины уезжают за тридевять земель на вахту, на заработки, а родной город им
становятся чужими: он им нужен только чтобы вернуться к семье на короткое время
– так обрывается духовная связь с малой Родиной.
В сёлах настроение у людей несколько лучше, но сами по себе они
тоже запущены. Большинство жителей – старики, а молодёжь, как и везде, из сёл
уезжает в город, работать негде, каждый выживает как может: подсобным
хозяйством, сбором ягод и грибов, пенсией, пособием по безработице. Но настрой
у людей другой нежели в городе, без уныния и страха живут многие, что
свойственно людям, верующим Богу. И «джипов» не видно по сёлам, как на Алтае, и
завистливых речей не слышно, и поговорить о смысле жизни с людьми здесь можно
запросто. И главы многих сельских администраций, при разговоре с ними,
оптимизма не теряют, видно – делают они всё, что в их силах. Помощи, однако, им
маловато и это несмотря на заявленные государством программы поддержки села.
В общем, село на юге края живёт значительно хуже, чем на Алтае и
в Новосибирской области, и местным селянам
пора задуматься над причинами такого положения. И хорошо, что в этой
ситуации сохраняется боевой настрой у людей, задор, значит остался в них потенциал
для преодоления бед, было бы соответствующее качество управления жизнью. А вот
позаботиться о том, чтобы во властных структурах сёл и районов появились
подходящие руководители, дело самих жителей.
СЕЛЯНЕ
08-16.04.2008
СТАТЬЯ РАЗМЕЩЕНА В ИНТЕРНЕТЕ
·
14.05.08 отправлена в обратную связь сайта Открытый
Университет Жизнеречения
·
16.05.08 Тема в Блогах «Мой Мир»
НА
ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ НА САЙТЕ | ОТПРАВИТЬ ОТЗЫВ ПИСЬМОМ